В Коми количество оформленных электронных полисов ОСАГО за полгода составило 49,5 тысяч и вдвое превысило итог прошлого года.
По данным Нацбанка Коми, популярность электронных полисов растет. В масштабах страны на е-ОСАГО приходится около 45% полисов обязательного страхования автогражданской ответственности, оформленных в первом полугодии 2018 года, в Коми – почти 48%
Каждый автовладелец имеет возможность выбрать более удобный для себя способ оформления договора ОСАГО.
В Нацбанке напомнили, что в начале сентября вступают в силу изменения в порядок оформления договора электронного ОСАГО, которые помогут упростить процесс, а также пресечь злоупотребления на страховом рынке.
Этот документ Банка России, в частности, устанавливает, что ключ простой электронной подписи может состоять только из латинских букв и цифр. Это позволит избежать ситуации, когда автовладелец не может зарегистрироваться в личном кабинете на сайте страховщика из-за того, что в ключе используются схожие по написанию русские и латинские буквы. Кроме того, он определяет требования к отсканированным копиям документов, которые страхователь загружает на сайт страховщика.
Помимо этого, оговариваются случаи, когда электронный договор ОСАГО может заключаться через сайт Российского союза автостраховщиков (так называемая система гарантирования). Страховщик при этом будет обязан фиксировать переход страхователя в систему гарантирования в своей информационной системе для контроля правомерности использования данной системы, в том числе со стороны Банка России. Такой подход должен сделать е-ОСАГО доступнее.
Дополнительно вводятся правила, по которым договор е-ОСАГО может вступать в силу не ранее 3 дней с момента заключения, а на один номер телефона можно будет зарегистрировать только один личный кабинет – это поможет снизить риск мошеннических действий.
В целом по стране доля жалоб на отсутствие возможности заключить договор ОСАГО из года в год существенно сокращается.
Республика Коми не относится к проблемным регионам по ОСАГО, жалобы на страховые компании, в том числе в связи с оформлением ОСАГО, здесь единичны. В мае было получено 29 жалоб на действия страховщиков,
в июне – 15, в июле – 20. Больше всего жалоб поступает на неверное применение страховыми компаниями коэффициента бонус-малус за безаварийную езду при оформлении договоров.
Напомним, что с прошлого года все страховые компании, которые имеют лицензию Банка России на заключение договоров ОСАГО, обязаны обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в электронном виде. Введение электронных полисов призвано помочь автовладельцам сэкономить время, избежать необоснованного отказа страховых организаций от заключения договора ОСАГО и навязывания ими дополнительных страховок.
***Процедура покупки электронного полиса довольно проста, а документы потребуются те же, что и для приобретения полиса в офисе страховой компании: паспорт, водительское удостоверение, документ о регистрации транспортного средства и диагностическая карта (для автомобилей старше трех лет).
Купить электронный полис можно на официальном сайте страховой компании, не выходя из дома. Приобретение электронного полиса через агентов или других посредников незаконно.
Информацию об адресах официальных сайтов страховых организаций, а также о наличии у них действующей лицензии на осуществление ОСАГО, можно найти на сайте Банка России www.cbr.ru в разделе Финансовые рынки/Справочник участников финансового рынка.
Для оформления электронного полиса ОСАГО необходимо пройти регистрацию на сайте страховой компании, получить пароль от личного кабинета, заполнить заявление и оплатить покупку. Электронный полис ОСАГО будет отправлен автовладельцу по электронной почте, а также сохранится в личном кабинете. Документ рекомендуется распечатать и возить с собой для предъявления сотрудникам ГИБДД при необходимости.
Страховые компании обязаны обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов. Банк России установил специальные требования в этом направлении.
При возникновении затруднений при заключении договора ОСАГО в электронном виде можно обратиться в Банк России через Интернет-приемную на официальном сайте Банка России, либо направив письменное обращение в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг по адресу: г. Москва, ул. Неглинная, д. 12 (либо территориальное подразделение Банка России в Коми: г. Сыктывкар, ул. Ленина, 53).
К обращению рекомендуется приложить фото-снимок экрана мобильного устройства или персонального компьютера с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховой компании.