Новости Республики Коми | Комиинформ

Коми дети учат родной язык как иностранный

Коми дети учат родной язык как иностранный
Коми дети учат родной язык как иностранный
logo

Коми дети учат родной язык как иностранный
Фото пресс-службы администрации Сыктывдинского района

В музее истории и культуры Сыктывдинского района состоялся круглый стол, посвященный изучению коми языка как родного в школах района. Как сообщает пресс-служба администрации муниципалитета, в дискуссии приняли участие члены регионального и районного МОД "Коми войтыр", представители Министерства образования РК, Министерства национальной политики Коми, Центра этнокультурного образования, администрации Сыктывдинского района, управлений образования, культуры, директора и педагоги школ, представители общественных организаций.

Инициатором мероприятия выступило республиканское движение МОД "Коми войтыр". Это третье обсуждение проблемы в муниципалитетах: первое проходило в Усть-Куломе, второе - 23 марта - в Корткеросе. По словам члена президиума, ученого Алексея Рассыхаева, последий круглый стол показал низкую заинтересованность в решении вопроса: дискуссия прошла в отсутствии директора школы.

3.jpg

Как отметил его председатель Алексей Габов, в последние годы в республике на 30% сократилось изучение коми языка как родного в школах. Реальность такова, что комиязычные дети сегодня учат коми язык как иностранный. Эксперты привели печальную статистику: если в 2012 году в Сыктывдинском районе из 1438 детей коми язык как родной изучали 143 школьника, то в 2017 году из 2441 ученика - лишь 25 детей - в школах Ыба и Слудки. Произошло сокращение практически на 80%.

Такая же ситуация в Усть-Куломском и Корткеросском районах. В Усть-Куломе в сентябре этого года по просьбе комиязычных родителей в одной из пяти параллелей первого класса дети будут учить коми как родной. Организаторы мероприятия высказали пожелание перенять эту практику и Сыктывдинскому району. В связи с этим было предложено создать рабочую группу, в которую войдут представители различных структур и организаций.

2.jpg

К слову, высказанное предложение вызвало немало споров в ходе круглого стола. Начальник управления образования Нина Панюкова отметила, что в районе изучение коми языка ведется в каждой школе. 40 воспитателей преподают его в садиках. Два детских сада являются региональными площадками по языковому погружению детей в коми язык (детсад с.Пажга, детсад №8 с.Выльгорт).

Директоры школ поинтересовались, как внедрить механизм изучения коми языка как родного? Сегодня есть утвержденные учебные планы, где указана предельная недельная нагрузка, количество часов по всем предметам. Как объяснить родителям, что для изучения коми языка как родного придется сократить количество часов на русский язык или чтение? Скорее всего, в современных реалиях практически все родители будут против увеличения часов на коми язык в ущерб другим предметам, по которым ребенку в будущем придется сдавать экзамены.

4.jpg

Методист управления образования Валентина Чугаева заметила, что проблема не в количестве часов. "Можно и 10 часов в неделю давать коми язык, но дети не будут на нем говорить. И причина одна: нет языковой среды. Комиязычные родители не говорят с детьми на родном языке. Да, не все, но, к сожалению, большинство. Дети в таких семьях максимум понимают коми речь, но говорить и писать не могут. Поэтому в первую очередь необходимо работать с родителями", - подчеркнула педагог.

Но все же выбор у родителей должен быть. "Даже если один из 25-ти родителей изъявит желание, чтобы его ребенок учил коми как родной, школы должны обеспечить им эту возможность", - повторили модераторы "круглого стола".

6.jpg

Начальник управления культуры, кандидат филологических наук Евгения Шеболкина видит решение этой непростой задачи в организации внеурочной деятельности, в рамках работы кружков и факультативов. Эту точку зрения поддержали и многие учителя, директора школ. Валентина Чугаева добавила, что необходимо обратить внимание на качество образования, нацелиться на индивидуальное обучение учащихся, у которых есть потенциал к изучению языков.

Член районного Представительства МОД "Коми войтыр" Надежда Сажина предложила разработать стимулирующие программы для выпускников школ, изучающих коми язык как родной. К примеру, была практика, что таким выпускникам давались дополнительные баллы при поступлении в вузы.

Депутат Госсовета Коми Нина Нестерова предложила Министерствам образования и национальной политики организовать и провести обучающие семинары для директоров и педагогов школ, чтобы представить реальный опыт внедрения изучения коми языка как родного.

5.jpg

"Сегодня мы подошли вплотную в черте невозврата в вопросе изучения коми языка. Ситуация очень сложная. Сколько выпускников 11-ых классов в этом или следующем году будут знать коми язык? С каждым годом их количество уменьшается. Поэтому надо гибко, дифференцированно подойти к изучению коми языка в школах. Обратить пристальное внимание на методическую составляющую, которая находится сегодня на достаточно низком уровне. Необходимо информировать родителей и выпускников о вакансиях, где требуются специалисты со знанием коми языка. Это должна быть совместная, комплексная и, главное, регулярная работа всех нас", - резюмировала Н.Нестерова.

Руководитель администрации района Олег Лажанев отметил, что, несмотря на все сложности в рассматриваемом вопросе, всё же надо проникнуться задачей сохранения и развития коми языка. И пусть не сразу, но поэтапно, пошагово идти вперед, дать возможность выбора родителям и детям, открыть кружки, организовать факультативы.

Комментируя итоги встречи, А.Рассыхаев отметил, что в Выльгорте в дискуссии участвовало больше специалистов, чем в Корткеросском районе. Однако незаинтересованность начальника управления образования и директоров школ не понравился общественникам. "Подобные встречи нужно было давно проводить, чтобы население и чиновники понимали важность преподавания коми языка как родного", - заключил он.

  Ключевые слова: школа, коми язык