Заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России Ольга Артеменко высоко оценила актуальность проходящей в столице Коми международной научной конференции "Электронная письменность народов Российской Федерации: опыт, проблемы и перспективы". Член Комиссии по образованию и историческому просвещению Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования заметила, что в Европе сейчас всерьез озаботились сохранением малых языков. И в этом вопросе там серьезно отстали от нашей страны.
Вопреки заявленной теме конференции, она считает, что технологии не должны становиться опорой для сохранения и развития родных языков.
"Это подспорье, этим нужно заниматься. Но Россия имеет уникальный опыт, который мы теряем. Это важные методики преподавания и изучения языков России. Еще в 1948 году был создан институт национальных школ. Его задача была в том, как, сохраняя качество родных языков сделать качественным русский язык. Особый подход был в изучении русского на базе национальных языков. Это был тот самый диалог культур, о котором сейчас говорит вся Европа", - рассказала О.Артеменко.
Сейчас проблема другая – потеря родных языков. Руководитель Центра этнокультурной стратегии считает, что сейчас следует вернуть ту методику, но использовать в обратном направлении: изучать родные языки с опорой на русский.
"Я знала, что коми язык литературный, что на этом языке есть произведения, я их держала в руках. Но когда я услышала, что этот язык может обеспечить глубокий научный доклад, для меня стало странным, почему в Коми нет начальной школы на коми языке. Как раз в этой школе необходимо использовать те методики, о которых я говорила выше", - заявила О.Артеменко, имея в виду преподавание всех предметов на родном языке.
Она уверена, что качество родного языка зависит от нашего к нему отношения, от той политики, который реализует регион.
"Пошла тенденция: раз язык государственный республиканский, его должны все изучать. Это ошибочная политика, потому что она вызывает у неносителей этого языка отторжение. Когда за два-три слова ребенку ставят "четверку", чтобы не портить аттестат, мы формируем к этому языку неуважительное отношение, не более того", - считает заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России.
Она предлагает строить изучение языка на мотивационных подходах. Если ребенка тянет к родному языку, ему надо дать возможность его изучать в полной мере. Хорошим вариантом было бы создать школу, в которой бы говорили и вели предметы только на родном языке, где образование могли бы получать все дети, желающие погрузиться в родную речь.
"Законодательство позволяет делать так, чтобы сохранить язык в качестве родного и потом готовить специалистов в различные сферы: кино, культура, преподаватель и так далее", - заключила О.Артеменко.