Художественный руководитель Центра коми культуры Сыктывкара Наталья Шахова получила письмо в поддержку коми языка из Москвы. Посланием она поделилась в соцсети.
Коренная москвичка Анастасия Васильева озаглавила свое письмо ""Восставшим" в Усть-Куломе. По ее словам, написать его ее побудила вчерашняя публикация на "Комиинформе" о нежелании родителей усть-куломских детей, чтобы те изучали коми язык по программе родного. Хотя, по признанию управления образования, это желание все-таки имеется, но формально оно не оформлено в виде заявок. Но главным побудительным моментом к изложению пространного видения ситуации москвичку заставили более трехсот комментариев к новости в социальной сети.
"У меня по этому поводу есть несколько комментариев, - пишет А.Васильева. - Я родилась и живу в Москве, по профессии математик, преподаю в одном из престижных вузов. Коми корней "в пределах видимости" нет. Коми для меня разве что вроде соседей – отец из Архангельской области. Более того, в Коми крае не была ни разу. Тем не менее, я год назад выучила коми язык (в основном письменный – практиковалась общением через Интернет). И познакомилась с коми литературой. То, что я уже успела прочитать, – это всего лишь верхушка айсберга, но уже могу сказать, что коми литература (как классическая, так и современная) меня восхитила своей красотой. Это действительно достояние культуры, которое надо беречь (а поскольку коми – "малый" язык, то тем более надо!). Тем, кто еще не изучал коми литературу, рекомендую начинать с классиков 20-х годов XX века – Виктора Савина, Вениамина Чисталева, Василия Лыткина, Михаила Лебедева и др. И познакомить с ними детей. Это вовсе не помешает им хорошо изучить русскую литературу (которую, конечно, надо читать)".
Когда друзья А.Васильевой узнали, что она изучает коми язык, они, по ее словам, выразили искренний восторг. "А они интеллектуалы с прогрессивными взглядами. Это к вопросу о престиже", - замечает она. Кроме того, недавно независимо друг от друга ей написали два человека из Санкт-Петербурга. Они тоже изучают коми язык, хотя и не являются этническими коми или филологами. "Так что языком интересуется отнюдь не только коми интеллигенция".
Автор письма допускает, что многие, вероятно, руководствуются соображениями "как мне коми язык поможет трудоустроиться". По таким же причинам многие студенты даже из очень престижных столичных вузов не хотят учить то, что им преподают. И дело, по ее мнению, не в устаревших программах: часто оказывается, что когда выпускнику наконец-то удается найти работу, то выясняется, что применять они будут разве что школьную математику.
"Так что незнание коми языка никак вашим детям не поможет, - делает вывод А.Васильева. - Кстати, о том, как воспитывать детей, чтобы они хорошо знали и коми, и русский языки, регулярно пишет Елена Рассыхаева в своем блоге".
Резюмируя, преподаватель задает риторический вопрос: "Может быть, стоит бороться не с культурой, а с тем, что ее разрушает? И не только ее, но и благополучие людей, независимо от национальности?"