Отделение – Национальный банк по Республике Коми сообщает о введении новой нормы в страховом законодательстве, которая получила название "период охлаждения".
"В последнее время в СМИ часто выходят материалы, поднимающие проблемы навязывания дополнительных услуг при продаже полисов ОСАГО. В целях защиты прав граждан от неправомерного навязывания различных видов договоров добровольного страхования при получении страховых либо банковских услуг Банк России вводит "период охлаждения" – как обозначение срока, в течение которого клиент имеет право расторгнуть договор добровольного страхования и получить уплаченную им страховую премию в определенном порядке", пояснили "Комиинформу" в Нацбанке.
Сегодня несмотря на то, что законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена даже административная ответственность, доказать надзорному органу факт навязывания достаточно сложно: требуются письменные подтверждения, свидетели, аудио- либо видео-запись и т.д.
Введение "периода охлаждения" позволит потребителям отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без предъявления каких-либо специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры.
"Период охлаждения" составляет не менее 5 дней (страховщик может установить и более длительный срок) и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса.
Для расторжения договора страхования человек должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в "период охлаждения" страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Страховая компания должна вернуть гражданину страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения заявления.
Если страховщик отказывается расторгнуть договор, можно обратиться с жалобой в Банк России в письменном виде, направив ее в адрес Отделения-НБ Республика Коми по адресу: 167000, г. Сыктывкар, ул. Ленина, 53 либо в электронном виде через раздел "Интернет-приемная" на сайте Банка России www.cbr.ru.
Новые правила касаются практически всех популярных видов страхования.
В перечень помимо ОСАГО входят страхование жизни, страхование от несчастного случая, АВТОКАСКО, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.
Все страховые организации страны в срок до 30 мая обязаны привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам страхования в соответствие с новыми требованиями. Банк России будет проводить соответствующие проверки страховщиков.