Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью министра здравоохранения и соцразвития Коми Светланы Кравчук агентству «Комиинформ»

19 декабря 2005 года 0:1

Развитие медицинской помощи в Коми будет во многом зависеть от реализации национального проекта в области здравоохранения. О перспективах республики в этом направлении и настоящем положении дел в отрасли корреспондент «Комиинформа» побеседовал с министром здравоохранения и соцразвития региона Светланой Кравчук:

- Светлана Георгиевна, насколько направления нацпроекта актуальны для Коми, и что прежде всего нужно сделать в республике для развития отрасли?

- Коми приняла активное участие в разработке нацпроекта, мы вносили предложения, определяли приоритеты. Вопросы, которые мы поднимали, - это кадровая обеспеченность, уровень зарплаты, материально-техническая база, доступность медпомощи. Мы предлагали рассмотреть значимые проблемы, которые регионы не могут решить самостоятельно. Проект определяет те направления, по которым будет двигаться Правительство России, руководство субъектов федерации, но, по большому счету, ничего принципиально нового ведь в этом нет. Позиции, которые выделены, - это те же целевые программы, которые сейчас работают в регионах, в том числе и в Коми: СПИД, диабет, туберкулез, санавиация, телемедицина.

- Не приведет ли выделение денег из центра к сокращению расходов на здравоохранение в республиканском бюджете?

- В том-то и дело, что рост расходов на отрасль в федеральном бюджете на 60 процентов – это, конечно, хорошо, но субъекты, не зная точно, сколько получат денег из центра, стали сокращать целевые программы! То же и в Коми – все целевые республиканские программы по здравоохранению будут пересматриваться. Действующими остаются лишь отдельные части программ, касающиеся лекарственного обеспечения. Пока не известно, сколько денег республике даст федеральный центр, трудно определить, сколько средств необходимо направить из бюджета Коми. Это не может не волновать, потому что, на мой взгляд, бюджетное финансирование по принципу целевых программ – наиболее перспективное. В 2005 году на здравоохранение из республиканского бюджета было выделено чуть более миллиарда рублей. Эта сумма практически одинакова на протяжении нескольких лет, хотя рост зарплаты опережает рост остальных расходов, и мы приближаемся к ситуации, когда в отрасли более половины средств тратится на зарплату и налоги, остальное – на покупку медикаментов, ремонт лечебных учреждений. Средства непосредственно на развитие отрасли должны быть запланированы именно в отдельных программах.

- Нужны ли Коми высокие технологии в медицине или лучше развивать диагностику, а на сложные операции отправлять людей в другие регионы?

- Смотря что иметь в виду под высокими технологиями. Мы же не говорим о том, что поставим на поток, допустим, операции по пересадке мозга. Возможно, даже наличие кардиоцентра в республике с миллионом жителей – это роскошь. Но ведь в Коми один из самых высоких в России уровней сердечно-сосудистой заболеваемости, поэтому нам такой центр необходим, за ним стоят жизни многих людей. И количество операций здесь достигает 15 тысяч в год! Нахождение в подобных клиниках в других городах требует дополнительных средств, а не каждый человек в состоянии заплатить. Если мы хотим оберегать население республики, мы должны приложить все усилия, чтобы иметь центры такого уровня.

Но, безусловно, нужно в первую очередь развивать диагностику. Так, мы планируем открыть в Ухте территориальный медицинский центр. В этом году для Ухты мы приобрели томограф, в ближайшее время передадим цифровой рентген-аппарат, чтобы пока открыть диагностическо-поликлиническое отделение. Это лечебное учреждение взяло бы на себя северные районы Коми – ведь далеко не все их жители способны приехать для обследования в Сыктывкар, это и дорого, и есть проблемы с транспортом. Сегодня у нас заболеваемость высокая в том числе и потому, что нет возможности правильно и своевременно поставить диагноз – не хватает ни кадров, ни оборудования. Можно сказать, что первичное звено медпомощи – это обследование и диагностика - держится из последних сил. Было бы замечательно, если бы мы сделали в этом центре и стационар, целый межтерриториальный комплекс.

- Это город, а могут ли сегодня жители Коми получить качественную помощь на селе?

- Это серьезная проблема. Да, у нас есть участковые больницы в селах, но в них по 15 лет нет врачей. Разве можно назвать ее больницей? Мы обсуждали этот вопрос с главами муниципальных образований. Безусловно, больница и школа в поселке – это гарантия его существования. Но надо взять на себя ответственность и сказать его жителям, что раз за 15 лет не удалось обеспечить больницу врачами, давайте мы сделаем на ее месте фельдшерско-акушерский пункт! Тогда у людей будет больше возможностей для лечения: можно будет создать график выездов специалистов из центральной районной больницы в поселок, а также обеспечить выезды самих жителей поселка в райцентр на диагностику.

В республике достаточно развитая сеть здравоохранения, но оснащение лечебных учреждений оставляет желать лучшего, укомплектованность специалистами – 40-50 процентов. Средства, которые республиканский бюджет выделил в этом году на приобретение санитарных машин, - это первый шаг к повышению доступности именно первичной медпомощи.

Вообще, в Коми произошел некий перекос между звеньями оказания медпомощи: есть районное здравоохранение, но уровень городского практически провальный, поэтому районы отправляют пациентов сразу в республиканские учреждения. Сегодня необходимо восстановить уровень городского здравоохранения, который может быть обеспечен как раз в межтерриториальных комплексах. Тогда можно рационально использовать кадры, а в республиканские учреждения попадали бы больные, нуждающиеся именно в специализированном лечении. Это позволило бы республиканским учреждениям развиваться, двигать вперед технологии, а не тратить время и силы на лечение элементарных заболеваний, которыми можно заниматься на городском уровне.

- Чтобы направить деньги на то же оборудование или ремонт, можно как-то снизить затраты на лечение?

- Сегодня есть различные формы лечения – это дневные стационары, стационары на дому, и нужно уходить от круглосуточных коек. Вот в Сыктывкаре, к примеру, 120 больничных коек хирургического и травматического профиля. Зачем городу столько? Ведь в большинстве случаев эти больные могут лечиться амбулаторно, на дому, делать те же перевязки к ним могут выезжать медработники. Это будет дешевле – не нужно содержать целое здание, тратить деньги на «коммуналку», питание больных, стирку и прочее. Но, безусловно, мы должны обеспечить достойный уровень оплаты труда тех докторов и медсестер, которые будут выезжать на дом.

- Сейчас качество оказания медпомощи, по сути, никак не контролируется. Планируется ли что-либо предпринять в этом направлении?

- Да, в Коми уже создана комиссия по экспертизе качества здравоохранения. Оценка будет проводиться по показателям смертности, заболеваемости, выявляемости и хронизации болезней, количеству человек, у которых онкозаболевания выявлены на четвертой стадии. Если эти показатели растут, значит, нет профилактики и диспансеризации. Мы утвердили 20 показателей оценки качества и направили их в территории. Каждый район будет оцениваться не только по количеству дней, проведенных больными в стационарах, числу посещений медучреждений, но и по деятельности здравоохранения, то есть насколько эти дни и посещения дали хорошие показатели здоровья. Соответственно выделять средства территориям следует не только исходя из количества пролеченных пациентов, но и качество лечения. Кроме того, участковым терапевтам с нового года будут доплачивать по 10 тысяч рублей именно за показатели здоровья их пациентов. Если показатели низкие – доплаты будут урезать.

- Что может способствовать снижению уровня смертности, числа хронических больных, оздоровлению населения? Возможно ли как-то заставить самих людей относиться бережно к здоровью?

- Во-первых, нам нужно возвращаться к диспансеризации населения, как детей, так и взрослых. На федеральном уровне предлагается повысить заинтересованность людей в регулярном прохождении медосмотров – если работающий человек два раза в год прошел диспансеризацию, он получает 50-процентную скидку на лекарства. К сожалению, далеко не все люди относятся серьезно к своему здоровью в молодом возрасте, и только, дожив до пенсии, начинают обращаться к врачам чаще. Кроме того, в нашей стране отсутствует система профилактики заболеваний в детсадах, школах, мы не учим детей заботиться о себе, здоровье не является национальным приоритетом, как за рубежом. Отрадно, что в последнее время крупные компании большое внимание уделяют социальной сфере, оздоровлению своих сотрудников. Понятно, что дешевле заниматься профилактикой болезней и диспансеризацией, чем лечить «хроников». Нужно менять менталитет людей.

Беседовала Ксения МАМЧЕНКО, «Комиинформ».