Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью руководителя проекта ТАСИС Кристиана Мутье агентству «Комиинформ» о проблемах социальной реформы в России

14 февраля 2005 года 0:1

С июня 2003 года в Коми ведется работа по реализации проекта ТАСИС «Реформа системы социальной защиты в России». Коми выбрана пилотным регионом, полученный в республике положительный результат планируется в последующем распространить во всех субъектах федерации. Общая стоимость проекта – около 3 миллионов евро. На днях в республику поступило и сейчас тестируется первоначальное программное обеспечение, с помощью которого планируется наладить систему социальных выплат.

О задачах проекта, об особенностях проводимой в России социальной реформы в интервью агентству «Комиинформ» рассказал руководитель проекта ТАСИС Кристиан Мутье:

- Кристиан, какова цель вашего проекта?

- Он должен улучшить положение бедных слоев населения. Программа формируется на основе трех положений. Во-первых, вводится понятие минимального гарантированного социального дохода. Гражданин, претендующий на помощь, должен подписать с государством контракт, что он всеми способами будет стремиться повышать свой жизненный уровень. В свою очередь государство в лице органов соцзащиты обязуется оплатить учебу и помочь найти работу в зависимости от возможностей человека. Во-вторых, гарантированный доход определяется персонально для каждого региона в зависимости от уровня жизни и возможностей. Необходимо также разработать программу социальной адаптации таких людей, поскольку они, как правило, оторваны от общества. Для этого нужно использовать все имеющиеся в регионе ресурсы и проблемы - внести в контракт положение о том, что человек, получающий помощь, обязуется участвовать в региональной программе, к примеру, по очистке рек, ремонту дорог и решению других актуальных проблем. Третий принцип – максимально упростить прохождение людей по инстанциям и эффективно контролировать расходование государственных средств.

- Что стало предпосылкой к созданию проекта?

- Заявления Президента России о борьбе с бедностью и необходимости менять систему социальной защиты стали отправной точкой сотрудничества Евросоюза и России в этом направлении. Прежде чем начинать проект мы провели масштабные социологические исследования во всех российских регионах, в том числе и в Коми.

- Каковы результаты?

- Мы выявили как очень бедные, так и вполне состоятельные регионы, по ряду причин я не хотел бы их называть. Но практических во всех регионах мы обнаружили одни и те же проблемы - жуткую несправедливость в распределении льгот. Оказалось, что самые малообеспеченные жители с доходом до 2 тысяч рублей в месяц не пользуются льготами, которые им положены по закону. Наиболее активно привилегии используют россияне с доходом 4-5 тысяч рублей в месяц, то есть не самые бедные. Во время исследований также выяснилось, что россияне скрывают от 20 до 60 процентов собственных доходов и одновременно пользуются льготами.

- Как удалось получить именно такие проценты?

- Если человек заявляет об одной сумме дохода, а потребляет на 30 процентов больше, значит, он занизил свой доход как минимум на треть. Это очень легко выяснить путем различных социологических исследований. Конечно, результаты приблизительные и не учитывают, к примеру, объемы сбережений.

- Каким образом можно контролировать огромную армию льготников?

- На Западе с этим обстоит очень строго, контролируется все то, что влияет на предоставление права получать помощь. Раз в год проверяется четверть дел льготников. В случае обнаружения обмана, фальсификации документов мошенника ждет строгое взыскание – возврат полученных средств, штраф, публикации в СМИ и другие наказания вплоть до суда и даже тюремного заключения. В этом направлении четко скоординированы действия ведомств, к примеру, социальной и налоговой служб. Аналогичную цель – эффективно контролировать государственные расходы на социальную защиту – преследует и наш проект.

- Почему в качестве пилотного региона выбрана именно Коми?

- Мы встретили здесь огромное желание руководства республики и муниципальных властей, в частности, Усть-Вымского и Сысольского районов, решить проблему бедности. В ходе семинаров это подтвердилось, плюс к тому мы сами почерпнули много идей. Здесь я чувствую себя не как эксперт, а как коллега, поскольку мы решаем одни и те же проблемы, которые хоть за пять, хоть за 10 тысяч километров – одинаковы.

- Как вы оцениваете социальную реформу, проводимую сейчас в России, в том числе и в Коми?

- Эта реформа очень важна для России. Во-первых, льготы серьезно тормозили развитие экономики, приток инвестиций, в частности в транспортную сферу. Льготы – это не «живые» деньги. Второй момент – все действовавшие привилегии были слишком далеки от народа, что и доказали наши исследования.

Реформа дает шикарный шанс, который пока не использован - сделать «прозрачными» расходы государства на социальную поддержку. Если раньше транспортные, фармацевтические компании получали деньги за мифических льготников, то сейчас они должны будут доказать, что обслужили именно такое количество реальных людей.

Третий аргумент в пользу реформы в России заключается в том, что действовавшие ранее привилегии несправедливо приравнивали друг к другу разные категории льготников.

- Что вы имеете в виду?

- В социальной защите есть два принципа распределения государственных средств: по праву - к примеру, гражданин регулярно платит страховые отчисления и вправе рассчитывать на медицинскую помощь. Второй принцип – компенсация за причиненный ущерб, который, в частности, понесли «чернобыльцы». Льготы для почетных жителей – это подарок, дань уважения, а для «чернобыльцев» - возмещение вреда. Категории смешались, что повлекло недовольство. При оказании помощи нужно исходить в первую очередь из дохода. К примеру, во Франции малообеспеченные семьи получают 27 видов различных выплат, из них 24 направлены на повышение дохода семьи.

- Можно ли было избежать негативных моментов реформы?

- Да, немного поспешили. Я убежден, что реформу надо проводить, но нужно было делать это постепенно, индивидуально по каждой категории льготников, тогда изменения были бы больше адаптированы к реальности. Сейчас в выигрыше оказались селяне, а горожане вправе быть недовольными размером компенсаций за проезд, которые не покрывают реальных расходов. То же самое в отношении здоровых и больных льготников - при расчете использовали усредненные данные, поэтому компенсации оказались слишком малы. Сейчас нужно срочно исправлять ошибки, увеличить размер помощи.

- Чего еще нужно опасаться в ходе реформы?

- Инфляции. Подобные реформы на Западе в 80-е годы прошлого века повлекли рост цен, в первую очередь на предметы первой необходимости. Когда бедный человек получает деньги, он сразу же их тратит, начинает лучше питаться, одеваться. Сложно заставить бедняка грамотно распределять средства, к тому же слишком велико недоверие к банкам и накопительной системе, особенно в России. Поэтому инфляция может запросто поглотить денежные компенсации. Нужно это предусмотреть. С другой стороны, опасения инфляции отчасти и объясняют, почему Правительство России так долго оттягивало реформу.

Тем не менее, монетизация даст ряд положительных моментов, и государство будет четко контролировать расходы на социальную защиту.

Беседовала Наталия ЛИХАЧЕВА, «Комиинформ».