Новости Республики Коми | Комиинформ
Дмитрий Беляев
В Сыктывкарском гуманитарно-педагогическом колледже им. И.А. Куратова выпускникам выдали дипломы, а сейчас в самом разгаре приемная кампания. Об итогах года и планах на будущее "Комиинформу" рассказал директор учебного заведения Дмитрий Беляев.
- Дмитрий Анатольевич, чем Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж может похвастаться по итогам года?
- В 2018 году у нас получили среднее профобразование 214 выпускников. Из них 136 человек по 7 специальностям очной формы обучения. Наибольший выпуск очников по специальности "Физическая культура" – 37 человек. По направлению "Туризм" дипломы получили 20 студентов. По 18 – "Дошкольное образование" и "Педагогика дополнительного образования". 16 человек стали специалистами по "Коррекционной педагогике в начальном образовании". 14 – по "Преподаванию в начальных классах". "Музыкальное образование" завершили 13 будущих учителей музыки.
Еще 78 человек завершили обучение по 4 специальностям в заочной форме. Больше всего среди них специалистов по дошкольному образованию – 36 человек. Специальное дошкольное образование получили 19 студентов. По направлению "Социальная работа" выпустились 13 человек. Специальность "Право и организация социального обеспечения" получили 10 человек. Замечу, что заочное образование, как правило, у нас получают уже взрослые и работающие люди, которым необходим диплом о качественном педагогическом профессиональном образовании.
У нас хороший выпуск: многие из тех, кто к нам поступил, дошел до конца. Это – показатель качества подготовки. Если, например, 25 человек поступило и 20 закончило – это хорошие цифры. Такое бывает далеко не везде.
- Это не связано с тем, что вы их "за уши тянете" в плане учебы?
- Абсолютно нет. Наш колледж отличается тем, что у нас высокие требования к образовательному и воспитательному процессам, в которые погружаются наши студенты. Это показывает другое: к нам приходят те, кто изначально мотивирован на получение конкретной профессии. Часто 9-классники не понимают, чего хотят, и идут туда, куда родители отправят, или спонтанно выбирают по каким-то другим критериям. В нашем случае, как правило, это не так.
У нас не просто учиться. Диплом нашего колледжа – гарантия высочайшего качества нашего выпускаемого специалиста. И это оценка не наша, а многочисленных работодателей, куда по окончании идут работать наши выпускники.
Около трети наших выпускников идут работать в близлежащие районы: Сыктывдинский, Сысольский, Усть-Куломский и другие. Есть и те, кто возвращается туда, откуда приехал. Например, у нас есть студенты из Архангельской области. Может, это плохо для Республики Коми, но хорошо для соседей, что наши выпускники с хорошим качественным образованием туда тоже возвращаются. Наши выпускники также едут работать в Ухту (причем даже не те, кто оттуда к нам приехал) и другие города и районы республики.
- Кстати, отслеживаете ли вы судьбу своих выпускников? Какая часть из них идет работать по профессии?
- Хороший вопрос. По выпускникам очного отделения статистика такая: 87% идут по специальности. 11% - это молодые люди, в основном с физкультурного отделения, идут в армию. И это хорошо, поскольку после службы, имея наше физкультурное образование, они очень востребованы в МВД и других правоохранительных структурах. Остальные не определились. Как правило, это девушки. Кто-то выходит замуж и затем в декрет. В общем, сначала хотят обустроить семейную жизнь, а потом карьеру.
Более 60% наших выпускников, параллельно с работой, хотят продолжать получать образование – высшее заочно. У нас есть соглашение с Сыктывкарским госуниверситетом, и там охотно принимают наших студентов на специальности бакалавриата и затем магистратуры, потому что у нас очень хорошее качество образования, и преподаватели СГУ от них просто в восторге. Мы предоставляем вузу площадки, они приходят, рассказывают наших выпускникам о своих специальностях. Мы тоже в этом заинтересованы, потому что когда студент получил базовую специальность среднего профессионального образования, работает тренером, в туристическом бизнесе, в школе или детском саду и параллельно получает высшее образование в СГУ, это замечательно. И работодатель видит, что его работник развивается, и СГУ лучше иметь дело со студентами, которые изначально много лет замотивированы на профессию.
- У нас строятся новые детские сады, школы, появляются новые рабочие места. В каком объеме вы их восполняете?
- Существует комплекс мероприятий по решению кадрового вопроса. Есть Совет по кадровому развитию отрасли под руководством заместителя председателя правительства – министра образования, науки и молодежной политики Коми Натальи Михальченковой. Отмечается, что дефицит кадров должен восполняться, прежде всего, усилиями нашего колледжа и Сыктывкарского госуниверситета. Мы готовим учителей начальных классов и воспитателей детских садов, они – преимущественно предметников. В связи с нехваткой учителей начальных классов было принято решение об увеличении набора по этой специальности в колледже. В прошлом году было 25 бюджетных мест, в этом – 50, открыли вторую группу. Более того, у нас на эти 50 мест уже сейчас более 80 заявлений. Скорее всего, как и в прошлом году, мы откроем третью группу, коммерческую. Тогда самый большой конкурс был именно на эту специальность.
Самое востребованное - дошкольное образование. У нас 50 бюджетных мест. А заявлений на них уже поступило почти 90.
Кроме этого, у нас есть "Коррекционная педагогика в начальном образовании" и “Специальное дошкольное образование”. Это тоже учителя начальных классов и воспитатели, но с акцентом на работу с детьми с особыми потребностями. Это также популярные направления.
- Озвучьте для абитуриентов общие контрольные цифры приема, и какие специальности им доступны.
- У нас 390 бюджетных мест. Кстати, четыре года назад было порядка 200. Если в 2014 году у нас учились около 700 студентов, то в этом сентябре будет уже почти полторы тысячи. То есть контингент обучающихся у нас увеличился за три-четыре последних года в 2 раза. Это серьезная динамика. Пожалуй, мы сейчас – самое большое и по количеству студентов, и по спектру образовательных программ учреждение среднего профессионального образования республики.
Набор в 2018 году идет по 12 специальностям: "Преподавание в начальных классах", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Дошкольное образование", "Специальное дошкольное образование", "Социальная работа", "Педагогика дополнительного образования: в области социально-педагогической деятельности", "Педагогика дополнительного образования: в области технического творчества", "Туризм", "Гостиничное дело", "Графический дизайнер", "Музыкальное образование", "Физическая культура", "Право и организация социального обеспечения" (заочно, на базе 11 классов).
Пока чуть больше половины поступающих к нам – сыктывкарцы. Остальные – из южных и центральных районов республики. Но есть и ребята из Печоры, Усинска, Ухты, даже Воркуты. Также уже традиционно – уже есть несколько заявлений из Архангельской области.
Приемная кампания началась 20 июня и будет продолжаться до середины августа. Мы приглашаем абитуриентов к нам. Более подробную информацию о поступлении можно получить на нашем сайте: http://sgpk.rkomi.ru/abiturient/abiturient.php
- В последнее время много говорится о разрыве между профессиональным образованием и нуждами работодателей, о необходимости сделать его более практикоориентированным…
- Колледж развивается не только количественно, но и качественно. В прошлом году мы открыли специальность "Гостиничное дело", которое входит в Топ-50 самых востребованных профессий в России. Честно говоря, прогнозировали небольшой спрос, но она стала популярной (набор у нас – 25 бюджетных мест). Более того, мы начинаем сотрудничать с гостиничной сферой, и с нового учебного года будем создавать учебную гостиницу. Учить гостиничному делу только на партах бессмысленно. Поэтому сейчас мы определяемся с ресурсным оснащением специальности – например, с самым настоящим гостиничным номером с кроватями, тумбочками и прочим антуражем, чтобы студенты проходили обучение и практику в условиях, приближенных к "боевым". Учебный класс – гостиничный номер будет открыт либо на базе нашего колледжа, либо, что вероятнее, в одной из действующих гостиниц Сыктывкара.
У нас уже есть подобный опыт с туризмом. В колледже работает хоть и учебная, но "самая настоящая" турфирма со своими программами, оборудованием, связями с реальными турагентствами.
По специальности "Педагогика дополнительного образования" в этом году мы делаем набор по профилю "в области технического творчества". Это будет востребовано в условиях развития технического творчества и образовательной робототехники в Республике Коми. Мы, как известные пионеры и новаторы по этим направлениям в республике, также решили, кроме других робототехнических проектов, которыми не первый год занимаемся, открыть ещё и серьезную базовую профильную подготовку в рамках среднего профессионального образования в этом году.
Также специальность "Социальная работа" со второго семестра нового 2018-2019 учебного года будет предполагать подготовку совместно со специалистами Центра информационных технологий и Министерства труда занятости и социальной защиты Коми по отдельным, практически ориентированным, модулям. Наши коллеги в этих ведомствах проявили большой интерес к этой нашей будущей совместной работе. Речь идет о внедрении в учебный процесс подготовки, в том числе, по крупным отраслевым программам – например, Единой государственной информационной системе социального обеспечения РФ и другим.
- Кроме "Гостиничного дела" есть ли у вас другие специальности, входящие в Топ-50?
- Когда-то в СГПК было художественно-графическое отделение, которое было широко известно в республике. И выпускники известные есть. Например, Степан Кубик, который недавно возглавил Колледж искусств Коми. Все почти четыре года на посту директора педколледжа у меня было большое желание возобновить подготовку по этому уникальному и интересному направлению. И с нового учебного года мы открываем отделение дизайна, а сейчас осуществляем набор абитуриентов по специальности "Графический дизайнер". Это, скажем так, "новая версия" предыдущих специальностей, с уклоном в новые технологии: 3D-моделирование, использование компьютерных графических продуктов Adobe, Coral и т.д. Также – классические "рисунок" и "черчение". Сразу скажу, что мы ожидаем на эту специальность тех, кто изначально имеет интерес и первичные способности художественно-графического направления.
Кстати, себестоимость обучения довольно дорогая. Покупка программного обеспечения обойдется в совокупности не в один миллион рублей. И мы должны будем ресурсы только наращивать, потому что WorldSkills и некоторые другие оценочные мероприятия предполагают использование этих продуктов и рекомендовано их приобретение. С чем-то, возможно, помогут партнеры (кстати, мы заручились поддержкой Коми республиканской типографии), что-то (и мы рассматриваем это как главный источник) будем просить у нашего учредителя – Министерства образования, науки и молодежной политики Коми.
Но, кстати, в отличие от всех других техникумов и колледжей, которые могут не без трудностей, но договориться с крупными коммерческими структурами, которые заинтересованы в подготовке специалистов, нам в этом в плане сложнее всех. У наших выпускников основной укрупненный работодатель – государство. У учителей, воспитателей, социальных работников, специалистов по физической культуре, музыкальных работников… В этом случае, когда мы по определению не можем быть интересны предприятиям реального сектора экономики – нефтяникам, автомобильным компаниям, лесо- деревообрабатывающим предприятиям, предприятиям общепита и т.д., нам должно помогать государство. В данном случае – правительство республики – в том числе и прежде всего ресурсами для обеспечения качественной подготовки специалистов по тем профессиям бюджетной и социальной сферы, по которым мы обучаем.
Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы мы обучали наших студентов не "на пальцах", а с использованием современных технологий в условиях хорошей материально-технической базы. Нам негде взять большие ресурсы просто так. Нам нужна помощь на государственном уровне – в организации качественного образовательного процесса с точки зрения материально-технического оснащения. Но, конечно, мы все эти годы старались, и будет продолжать это делать дальше – постоянно искать и находить дополнительные проектные и другие возможности и ресурсы помимо основного бюджетного финансирования, которое, к сожалению, в этом календарном году резко уменьшилось (хотя, контингент, наоборот, существенно увеличился)…
Возвращаясь к федеральному Топ-50, этот список все-таки больше ориентирован на прикладные рабочие профессии. Там нет ни медиков, ни педагогов. А мы все прекрасно знаем, какой дефицит таких кадров испытывает республика. Впрочем, с 2015 года в Республике Коми существует свой список – так называемый Топ-Регион – перечень наиболее востребованных профессий в государственных республиканских учреждениях. Большинство наших гуманитарно-педагогических специальностей там есть. Но, моё мнение, пришла пора его уже пересмотреть. За три года многое изменилось.
- У нас активно развивается добровольчество. Что вы можете предложить абитуриентам в Год добровольчества?
- У нас есть известное на всю республику волонтерское объединение "Ветер перемен". С этого учебного года активно действует студенческий педагогический отряд "Искра". Много и тесно работаем совместно с Министерством внутренних дел Республики Коми и другими партнерами. В конце весны заключено соглашение с УФСИН по РК, там нуждаются в наших волонтерах. Практически все наши студенты вовлечены в добровольческую деятельность, поскольку это полезно и для будущей профессии. Это и работа с детскими домами, больницами, например, акции по сбору детских игрушек.
Также с недавних пор – профессиональное киберволонтерство, которое мы организуем вместе с добровольческим объединением “Оберег” (СГУ). Особое большое внимание у нас к спортивному волонтерству – у нас в этом году было усилено и без того тесное и очень эффективное партнерство с нашими уважаемыми коллегами из Министерства физической культуры и спорта Республики Коми и его подведомственными учреждениями. Нет ни одного спортивного республиканского мероприятия, где бы не было наших студентов физкультурного отделения, либо в качестве помощников организаторов, либо ассистентов судей, либо самих судей, либо, конечно, непосредственно участников. Они принимают самое активное участие также в работе нашего известнейшего на всю республику и страну республиканского Центра тестирования ГТО при колледже. Колледж вообще является в республике проводником многих федеральных проектов, и не только в спорте – это известно всем.
- Расскажите подробнее о новом для вашего колледжа направлении - киберволонтерстве.
- Кстати, да, о киберволонтёрстве. Но, к слову, это не совсем удачный узкий термин для той широкой деятельности, которой мы уже занимаемся по данному направлению. Например, как известно, недавно мы впервые в республике совместно с Управлением Роскомнадзора России по Коми организовали и провели студенческие дебаты на тему “Персональные данные. Ничего личного”. Эти дебаты венчали завершение целого комплекса майских мероприятий по информационной безопасности (прежде всего, в интернет) с нашими студентами, которые были первично организованы и профессионально (прежде всего, качественно методически, а не просто как некие “хобби-фантазии”) подготовлены специалистами нашего школьного отделения в партнерстве, как уже сказал, с добровольческим объединением “Оберег” и его руководителем Анной Поповой. Результатом стало то, что сейчас, в эти дни, почти все студенты второго курса нашего колледжа (специальностей "преподавание в начальных классах" и "коррекционная педагогика в начальном образовании"), проходя летнюю практику на пришкольных летних площадках, используют то, чему их научили в мае в части безопасного интернета и защиты персональных данных. Наши студенты, и как будущие специалисты (учителя начальных классов), и как волонтеры, работают с детьми на этих площадках и, помимо всего другого прочего, в игровой форме формируют у детей навыки безопасного и правильного поведения в интернет, и, в частности, в социальных сетях. Общий охват детей школьного возраста в этой работе этим летом составит не менее тысячи, а, может быть, даже и на порядок больше. Это эффективная работа и серьезный охват. Бесполезно только рассказывать детям, что хорошо, а что плохо. Полезно – вместе с информированием погружать их в условные реалии, и делать это в игровой форме в виде практических кейсов (ситуаций).
К слову, жаль, что некоторые сотрудники нашего министерства образования, науки и молодежной политики не видят и не замечают этой работы, предпочитая даже в своих пресс-релизах по этой теме “забывать” об этой нашей крайне эффективной работе, организованной нами в масштабном объёме силами колледжа в очень сжатые сроки – фактически за один месяц май текущего года. Все другие заинтересованные ведомства видят и высоко оценивают нашу эту работу. Например, некоторые коллеги из МВД по Коми уже даже на одном из своих федеральных ведомственных совещаниях рассказали об этом нашем консолидированном региональном опыте и проекте (безопасность детей и подростков в сети интернет). Информация об успешно проведенном мероприятии появилась также на сайте федерального Роскомнадзора. Все видят. Но только – не министерство образования…
Также, к сожалению, мы знаем, что тем же некоторым сотрудникам министерства среднего звена важнее писать “красивые” бумажки и отчеты наверх (и не всегда, кстати, правдивые) по темам безопасности и всячески убеждать всех вокруг, что как будто много ими делается, и “всё хорошо”. Они далеки от реальных проблем и работы, которая действительно на местах делается, и которая важнее плодимых ими в огромных количествах никому “на земле” не нужных бумаг и “красивых” цифр для главы республики и федеральных структур.
И не только по вопросу информационной безопасности, но и по другим смежным направлениям, связанным с безопасностью образовательных систем. Мы все понимаем, что существуют строгие федеральные требования. Но в то же время безопасность должна заключаться не только в ежедневной пиар-констатации, что это “важно” и “мы этим комплексно занимаемся”. Обеспечение безопасности (в данном случае – в образовательной сфере) должно основываться на аудите действительно конкретных реальных проблем и ситуаций, на использовании эффективных, в том числе новых и инновационных, методик и на нахождении и применении всех необходимых материально-технических и кадровых и экспертных ресурсов.
Безопасность не должна быть бумажно “красивой”. Она должна быть реальной и ощутимой. И еще – безопасность должна быть, конечно, важным и обязательным, но – обеспечивающим сопровождением образовательного процесса, а не наоборот.
- Кстати, о безопасности. Известно, что в мае вы проводили определенную работу по защите территории около первого учебного корпуса. Как сейчас обстоят дела?
- Мы планомерно занимаемся этим вопросом. Если говорить о первом корпусе, то мы получили согласования всех ведомств, и теперь въезд на нашу территорию для посторонних автотранспортных средств, в том числе юридически, запрещен. Некоторые жители близлежащих домов, которые многие десятилетия постоянно беспорядочно устраивали на нашей территории парковки своих автомобилей, достаточно агрессивно были настроены и всячески пытались нам помешать. Но безрезультатно. Мы добились своего и установили знаки и (пока) самодельные цепочечные шлагбаумы. Сейчас на нашей территории тихо и спокойно. Наши соседи потихоньку начинают привыкать к этому. И в этом нам помогает полиция, которая оперативно реагирует и помогает нам, если нарушители все же продолжают не уважать законные интересы нашего образовательного учреждения.
Теперь мы продолжаем эту работу – планируем летом убрать все бесхозные гаражи, которых очень много с давних пор находится на нашей территории. Также по остальным объектам колледжа мы тоже проводим этим летом аналогичную работу. Кстати, замечу, что пока мы все организуем за счет наших скромных внебюджетных источников. Министерство образования, науки и молодежной политики Коми пока в этой части нам не помогли, хотя разных бумажных поручений, указаний, приказов, планов, положений, инструкций и рекомендаций в части антитеррористической защищенности нам прислали за последний год для “неукоснительного” исполнения “вагон и маленькую тележку”. Надеемся, что в течение этого года неоднократно обещанная помощь все же будет оказана – не просто словом и бесконечными поручениями, а реальным делом и ресурсами, и мы сможем установить нормальное ограждение по всем периметрам наших объектов, а также организовать внешнее видеонаблюдение.
- Учебный год завершен. Что бы вы хотели отметить в заключение?
- В завершение хочу поздравить всех выпускников текущего года с успешным завершением обучения в колледже и пожелать успехов в их начинающейся профессиональной деятельности, остальных наших студентов – с успешным завершением очередного учебного года. Также благодарю весь многочисленный коллектив колледжа за нашу совместную слаженную и эффективную работу в этом и предыдущих учебных годах. Спасибо, коллеги!
Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова – старейшее, брендовое и знаковое образовательное учреждение среднего профобразования Республики Коми. В этом году колледжу исполняется 97 лет, и он – ровесник республики. Мы с коллегами и с нашими внешними партнерами много сделали в последние годы для его успешного поступательного содержательного, ресурсного и инновационного развития. Желаю ему и дальше оставаться одним из ярких и признанных лидеров образовательной сферы не только Республики Коми, но и всей страны.