Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Дмитрий Беляев

Директор Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А.Куратова
"Интерес абитуриентов к педагогическим специальностям значительно вырос"
2 сентября 2016 года 17:2

Директор Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А.Куратова Дмитрий Беляев в интервью "Комиинформу" рассказал о том, как прошла приемная кампания в ссузе, какие проекты были успешно реализованы его учебным заведением в прошлом учебном году и что колледж собирается запустить в ближайшее время.

- Насколько известно, если в ссузах за период летней приемной кампании не все бюджетные места заняты, прием продлевается до поздней осени. Я подозреваю, что в Сыктывкарском гуманитарно-педагогическом колледже такой проблемы практически нет. Прием вы закрыли?

- Да, вы правы. Приемная кампания в целом успешно прошла в полном объеме и в те сроки, которые были установлены. В этом году было значительно больше абитуриентов на разные специальности. Всего было подано 1442 заявлений, что на 392 заявления больше, чем в 2015-м. То есть интерес у абитуриентов к колледжу и тем профессиям, по которым мы обучаем, значительно вырос. Это нас не может не радовать, поскольку и средний балл аттестата поступающих абитуриентов вырос. В этом году он составил в среднем 4,1 балла по колледжу. Для сравнения: в прошлом году он был 3,4.

- Какие специальности были самыми популярными?

- Наибольшим спросом пользовалась специальность "Преподавание в начальных классах". Конкурс аттестатов здесь составил 6,6 человек на место. Вторые в рейтинге – специальности “туризм” и “социальная работа” (кстати, мы с этого года возобновили на нее набор) с пятью абитуриентами на место. Третья – “дошкольное образование”, конкурс – 4,3. Не первый год стабильный и востребованный спрос по специальности “физическая культура” – конкурс составил 3,9. Существенно вырос спрос на обучение по специальности “педагогика дополнительного образования” – конкурс 3,7. Это почти в два раза выше, чем в прошлом году. Наименьшим спросом традиционно пользовалась специальность “музыкальное образование” (1,9 человека на место). Но это не потому, что она абитуриентам неинтересна (она как раз очень уникальна и востребована – соответствующих специалистов “два в одном”, музыкант, и педагог, в республике не хватает). В силу своей специфики не все желающие смогут к нам прийти на эту специальность, и, даже если придут, абсолютно всех, по понятным причинам (например, при явном отсутствии слуха), мы тоже принять не сможем.

- Из каких районов к вам поступают заявления?

- Много абитуриентов традиционно из Сыктывкара (36% от общего количества поданных заявлений). Также в этом году у нас появилось много студентов из Сосногорска и Инты. Из районов лидируют Корткеросский, Сыктывдинский, Усть-Куломский и Усть-Вымский. Из Архангельской области было 14 заявлений, и пятеро абитуриентов стали нашими студентами. Были заявления из Карачаево-Черкесской республики, Кировской области, Ханты-Мансийска и Ненецкого автономного округа.

Кстати, все иногородние студенты обеспечены местами в наших общежитиях, где вчера и позавчера проходило заселение.

По сравнению с прошлым годом, у нас в этом году стало на 90 бюджетных мест больше. Дополнительно появилось 50 мест по очной форме обучения и 40 по заочной. В этом году министерство образования и молодежной политики РК сформировало для нас увеличенный заказ, так как в республике по-прежнему наблюдается дефицит в таких кадрах. Тем более что у наших выпускников практически 100-процентное трудоустройство, и в большинстве случаев по специальности (за исключением тех, кто принял решение продолжать обучение в очной форме в вузе, ушел служить в армию, вышел в декретный отпуск или по другим объективным причинам пока не приступил к работе).

Всего у нас с учетом первого курса и заочного отделения с 1 сентября приступают к обучению около 1200 студентов. Это пока не окончательные цифры. Возможно, в ближайшие дни еще появятся желающие обучаться у нас на коммерческой основе.

По состоянию на середину августа, на все специальности был осуществлен полный бюджетный набор, за исключением заочного отделения по специальности “туризм” на базе 11 классов, где мы по-прежнему ждем желающих обучаться. Мы впервые в этом году объявили набор по этому направлению. Но решение нами и министерством об этом принималось еще полтора года назад, когда конъюнктура, связанная с туризмом, была несколько другой. В последнее время в этой отрасли появились проблемы, что повлияло на интерес абитуриентов к заочному обучению по этой специальности.

Впрочем, группу мы все же планируем укомплектовать, продолжая набор до конца ноября либо до момента укомплектования. Мы уверены, что бесплатное заочное образование по этому направлению может быть интересным. Например, для тех, кто уже работает в этой сфере и не имеет профильного образования. Поэтому, пользуясь случаем, приглашаю желающих получить бесплатное образование по этой специальности заочно. Также мы все знаем: ситуация в туристической индустрии сейчас обновляется, решаются вопросы с теми же Турцией и Египтом, врио главы Коми Сергей Гапликов говорит о том, что нужно активнее развивать внутренний туризм в республике. В общем, мы считаем, что эта специальность именно в заочном формате была просто-напросто недооценена потенциальными абитуриентами. Контакты приемной комиссии, а также подробная информация обо всех специальностях, в том числе по “туризму”, есть в разделе “Абитуриенту” на нашем официальном сайте.

- Появятся ли новые направления в следующем году?

- Колледж не считает возможным останавливаться только на подготовке кадров по тем специальностям, по которым мы сегодня обучаем. В наших планах в наступающем году подготовить необходимую организационную, инфраструктурную и учебно-методическую базу для открытия новых направлений подготовки. В частности, мы хотим видоизменить специальность “туризм” и акцентировать внимание на прикладных направлениях, например, гостиничном сервисе. Также рассматриваем вопрос об открытии на физкультурном отделении специализации, связанной с адаптивной физкультурой (это очень востребованное направление, связанное и с медицинскими аспектами). С учетом имеющихся технологий здесь возможна совместная работа с Сыктывкарским госуниверситетом. Также рассматриваем вопрос об открытии специальностей, связанных с применением информационных технологий в образовании. Это и прикладная информатика, подготовка по которой когда-то уже осуществлялась в колледже, но потом была закрыта. Это и Web, и графический дизайн. Также мы считаем, надо внимательнее посмотреть на потенциальные специальности, связанные с развитием народного художественного творчества в сфере образования и другие направления. Мы изучаем наши возможности и потенциальную востребованность в направлениях именно с акцентом на последующую работу наших выпускников в социальных отраслях, прежде всего, в системе образования республики.

Также мы еще в прошлом году провели определенные организационные и другие меры по развитию коррекционной педагогики, как в начальном образовании, так и в специальном дошкольном. Особенно это актуально в преддверии вступления в силу федерального государственного образовательного стандарта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это направление мы хотим развивать, и уже это делаем, с нашими партнерами – специализированными и другими учебными заведениями, соответствующими общественными организациями и фондами. Вообще мы хотим значительно усилить направление коррекционной педагогики. Замечу, что уже сейчас у нас можно не только получить среднее профильное специальное образование (а “коррекционная педагогика в начальном образовании” и “специальное дошкольное образование” пользовались хорошим спросом у абитуриентов), но и пройти краткосрочные курсы повышения квалификации с получением соответствующих удостоверений государственного образца на отделении дополнительного образования, которое мы создали еще в прошлом учебном году и работу которого удалось успешно наладить и уже провести повышение квалификации уже около 250 слушателей по нескольким востребованным направлениям. Это может быть интересно действующим педагогам, которым по необходимо получить дополнительные компетенции по коррекционной педагогике с получением удостоверяющих документов.

- Кстати, о получении дополнительного образования. По каким еще направлениям колледж оказывает услуги?

- Спектр наших предложений достаточно широк. Это и курсы повышения квалификации по самым разным направлениям: организация и проведение тестирования в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ВФСК) “ГТО”, судейство видов тестирования в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ВФСК) “ГТО”, вопросы инклюзивного образования в детских садах и школах, организация воспитательной работы в условиях общежития, психолого-социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной реабилитации для несовершеннолетних, технология и организация социальной работы, основы секретарского и кадрового дела, основы программирования и WEB-моделирования, теоретические и методические аспекты профессионального обучения, конструирование и робототехника в ДОО по ФГОС, теория и практика воспитательной деятельности в школе, проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательной организации в рамках ФГОС, инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС, технология коррекционно-развивающего обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО для детей с ОВЗ и другие направления. Полный список наших предложений есть в разделе “дополнительное образование” на нашем сайте.

Новинка нового учебного года в колледже – предоставление услуг по краткосрочной переподготовке по программам педагогического направления с получением особого диплома о профессиональной переподготовке государственного образца с правом ведения профессиональной деятельности по тому или иному направлению профдеятельности.

Такая форма обучения доступна лицам, имеющим среднее или высшее профессиональное образование, а также учащимся вузов и колледжей. Это удобный, недорогой и, главное, быстрый способ (программа включает только профильные дисциплины) получить фактически второе образование, освоить новую специальность. Этим она выгодно отличается от классического второго образования, которое длится 3 и более года, значительно дороже и насыщена общими предметами.

Поступая на переподготовку в колледж, возможно выбрать заочную форму обучения с частичным отрывом от работы и по индивидуальной образовательной траектории. Форму профессиональной переподготовки устанавливает учебное заведение в зависимости от сложности программы. Обучение позволяет получить комплекс актуальных знаний работникам системы образования, социальной сферы, физической культуры. Для успешной работы любому специалисту необходимо неустанно самосовершенствоваться, отслеживать изменения и поспевать за ними в своей ежедневной работе, и мы готовы помочь это сделать.

В 2016-2017 учебном году колледж предлагает следующие программы переподготовки: "Теория и методика педагогической деятельности в образовательной организации", "Воспитание, образование и развитие детей раннего и дошкольного возраста", "Социальный работник", "Физическая культура и спорт". Сроки обучения: от 5 до 10 месяцев (от 250 часов, в зависимости от программы).

Обучение по программам профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией – подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы.

Кроме этого мы реализуем традиционные для колледжа образовательные программы для детей – это школы раннего развития и будущего первоклассника, которые пользуются огромным спросом, поскольку с детьми работают наши квалифицированные педагоги, психологи, приглашенные специалисты на нашей специально оборудованной и соответствующей всем требованиями инфраструктуре. Кроме классических и традиционных школ, в наступающем учебном году мы открыли набор на следующие программы для детей: обучение игре на гитаре, обучение джазовому пению, школа юного робототехника, школа юного музыканта, театральная студия "Сказка", секция "Мини-футбол", секция "Юный спортсмен".

Дополнительную информацию можно получить на нашем сайте или по телефонам 8 (8212) 26-18-54, 8 (8212) 32-81-07.

- В прошлом году Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж реализовал немало серьезных проектов...

- Да. В частности, по поручению Министерства образования и молодежной политики РК мы успешно открыли Региональный ресурсный центр образовательной робототехники и развития молодежного технического творчества Республики Коми, который, начиная с февраля текущего года уже провел и сорганизовал совместно с партнерами несколько интересных и масштабных мероприятий. В частности, весной этого года был второй республиканский Фестиваль образовательной робототехники. Также весной – робототехнические соревнования по линии ИКАР (Российской ассоциации образовательной робототехники) как для школьников, так и для дошкольников (ИКАРёнок) – это произошло впервые в истории этого направления по данной ветке соревнований в республике. Провели первые курсы повышения квалификации по данной тематике для действующих педагогов Ухты и Сыктывкара.

Мы существенно нарастили темпы и масштабы работы Регионального центра тестирования ГТО по отрасли "Образование", который создан по поручению правительства республики и успешно работает как наше структурное подразделение под совместным координированием со стороны минспорта и минобразования республики. Кстати, мы официально наделены правом и полномочиями по оценке нормативов ГТО. В этом году мы получили и федеральное финансирование на обучение и переподготовку кадров в этой части.

Вместе с Сыктывкарским госуниверситетом мы перевели в плоскость совместной работы наши давние планы по взаимодействию в сфере той же коррекционной педагогики. Наши выпускники по специальности “специальное дошкольное образование” пошли в университет получать дальнейшее образование. Их педагоги приходят к нам, наши — к ним, обмениваемся методиками. То же самое мы начали делать и по направлению туризма. Мы считаем, что важно выстраивать отношения с ведущими высшими учебными заведениями региона. Также, напомню, мы их выстраиваем по другим направлениям работы и с Ухтинским государственным техническим университетом. В частности, это касается поддержки и развития движения студенческих отрядов в республике и других проектов.

- Какие новые проекты планируете реализовать в этом учебном году?

- В новом учебном году мы по-прежнему активно включаемся и будем включаться во многие республиканские и федеральные программы и проекты. Например, в августе в республике было учреждено региональное отделение общероссийского движения "Юнармия", где Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж выступил одним из соучредителей и будет активно участвовать в становлении этого движения в республике. Мы уделяем много внимания патриотическому воспитанию и в самом колледже. Для этого у нас есть специальные инфраструктурные возможности. Например, два вида тира: и традиционный пневматический, и современный лазерный (это оборудование применяется и при сдаче нормативов ГТО в нашем центре). Региональное отделение "Юнармии" создано в республике в рамках развивающегося сейчас Российского движения школьников, в становлении которого мы тоже принимаем участие. Будем помогать педагогическими и социально-психологическими методиками работы со школьниками, разрабатывать различные проекты, курировать какие-то направления. Колледж славится давними традициями в области патриотических движений. У нас существует клуб "Исток", который мы планируем перезапустить в новом учебном году. Как уже сказал, есть соответствующая инфраструктура и активные студенты, которые хотят этим заниматься. Не забываем и о гражданском патриотизме, например, всегда включаемся в проведение мероприятий, связанных со знаменательными датами.

Мы также будем участвовать в создании одного из заявленных недавно правительством Коми республиканских технопарков – планируемого к созданию на базе Республиканского центра дополнительного образования. Наша зона ответственности – повышение квалификации педагогов и разработка новых методик по робототехнике.

Кроме этого могу вспомнить еще об одном нашем проекте – становлении и развитии совместно со структурами УГИБДД МВД по РК и Управления МЧС РФ по РК учебно-методического Центра комплексной безопасности в образовании, прежде всего, по темам безопасности дорожного движения и пожарной безопасности. Мы создали этот центр в 2015 году и сделали первичное оснащение совместно с ГИБДД. Нам интересно наладить его работу, чтобы, наши студенты формировали у себя дополнительные навыки. Пока этот центр не заработал в полную силу.В новом учебном году мы планируем интенсифицировать его работу совместно с нашими коллегами из силовых структур и вывести его на реализацию удовлетворения потребностей не только для самого колледжа, но и для всей республики.

Еще один проект, который начинался и успешно себя показал в Ухтинском государственном техническом университете, а сейчас патронируется по линии Центра молодежных инициатив республики и министерства образования и молодежной политики РК – “Цивилизация Россия” – тоже нам интересен, и мы планируем стать одной из опорных площадкой в его реализации в республике.

- Насколько тесно работаете с муниципальными властями?

- На днях заключено полноценное соглашение о сотрудничестве с управлением образования Сыктывдинского района под личным патронажем руководителя администрации муниципалитета Олега Лажанева, кстати, выпускника нашего колледжа. Соглашение предусматривает весь спектр взаимоотношений: начиная от практики наших студентов в образовательных организациях района и заканчивая помощью в создании локальных технопарков, развитии патриотических движений, вопросами, связанными с ГТО. Наш интерес заключается в развитии и так называемого дуального образования, когда школьники старших классов традиционной школы параллельно получают и навыки будущей выбранной ими профессии – то самое “старое доброе” советское “УПК” (многие люди старшего и среднего поколения помнят эту форму фактически дополнительного образования и формирования первичных профессиональных компетенций, которая реализовывалась для школьников в старших классах советских школ). Заключается эта, на самом деле, не новая идея в открытии и совместном патронировании (как со стороны колледжа, так и со стороны администрации муниципалитета) специальных педагогических классов, в которых школьники могут загореться желанием стать педагогом или воспитателем и начинают изучать и получать соответствующие знания и навыки.

В продолжение темы сотрудничества с муниципалитетами могу сообщить, что у нас давно налажено взаимодействие с сыктывкарскими управлениями образования и дошкольного образования. Мы проводим совместные конференции, семинары. Под курированием и c организационной помощью Министерства образования и молодежной политики РК мы организуем совместные мероприятия, как тот же второй Фестиваль образовательной робототехники.

Есть предварительные договоренности о разных видах сотрудничества с Воркутой, Печорой, Ухтой. Прежде всего, в области повышения квалификации по тем или иным направлениям действующих педагогов. Но мы рассчитываем на расширение сотрудничества по самым разным направлениям, и не только с этим городами. Постепенно планируем выйти на новый уровень конструктивных отношений со всеми городами и районами республики. Тем более по традиционному и главному направлению совместных усилий – обеспечение квалифицированными кадрами образовательных и других учреждений – мы работаем очень давно и эффективно практически со всеми муниципалитетами.

Проектов и мероприятий, реализуемых нами, много, и обо всем в рамках текущего интервью не расскажешь. Мы будем и дальше информировать на страницах “Комиинформа” обо всех ключевых событиях и мероприятиях колледжа, которые имеют республиканское значение и уровень.

- И в заключение, Дмитрий Анатольевич, еще один вопрос. Этот год ведь знаменателен для колледжа юбилейной круглой датой...

- Да, в этом году Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова отмечает свой 95-летний юбилей. Наш колледж является ровесником Республики Коми. Заранее приглашаем всех ветеранов, выпускников колледжа, коллег на праздничные мероприятия, которые состоятся в нашем колледже в ноябре.

Пользуясь случаем, поздравляю всех жителей республики с прошедшим 95-летием Коми и желаю всем нам успехов в реализации всех задуманных проектов и намеченных задач!

Сегодня День Знаний. Я поздравляю всех учащихся, их родителей, всех наших коллег – педагогов, преподавателей, воспитателей и всех тех специалистов и служащих, кто имеет отношение к образовательной сфере, с праздником!

Желаю школьникам и студентам в новом учебном году успешного обучения и самореализации, а своим коллегам – терпения, выдержки, творческого и личностно-профессионального развития и, по-прежнему, проявления всегда и во всем высочайшего педагогического профессионализма, чем всегда славились и славятся преподаватели и учителя нашего колледжа и всей республики!