Новости Республики Коми | Комиинформ
Александр Старков
Проект «Коми ЖКХ» можно признать состоявшимся. С какими итогами портал провожает старый год и какие планы намечает на следующий – в интервью с его координатором Александром Старковым.
- Как изменился сайт за этот год?
- Сильно. Появились новые рубрики, мы стали выкладывать больше интересной и полезной информации. Читатели это заметили: за год на сайте побывало около 30 000 уникальных пользователей. Соответственно увеличился поток вопросов и жалоб.
За этот год кардинально изменились и редакционные принципы. Мы взяли на себя просветительскую функцию - стараемся научить собственников и управляющие компании диалогу.
- Получается?
- Это очень трудно. Последние 10 лет собственники жаждут крови управляющих компаний независимо от результатов их работы. Переломить ситуацию можно. Для этого нужно желание сторон. И позитивные сдвиги имеются: за последние полгода характер обращения граждан изменился. Если раньше спрашивали «куда жаловаться?», теперь все чаще задаются вопросом «как мне действовать в отношениях с УК?». Согласитесь, это уже совсем другая постановка вопроса.
- Собственникам юридических знаний хватает?
- Конечно, нет. Поэтому вместе с компанией «ЮрКон» мы запустили экспериментальный проект по оказанию юридической помощи собственникам. Стоимость услуг покрывает только фактические затраты юристов. В чем суть? «ЮрКон» и «Коми ЖКХ» осмотрят ваш дом, выявят все нарушения и подготовят необходимые документы для восстановления нарушенных прав в суде.
В этом году мы постарались помочь собственникам защитить свои жилищные права. Напоминаю, что мы подготовили ряд обращений в прокуратуру в связи с переходом на «прямые» расчеты с ресурсоснабжающими организациями и незаконными начислениями за ОДН. Заявления вы сможете найти в разделе "Полезная информация" или по ссылкам: жалоба на действия ресурсоснабжающей организации и управляющей компании (если дом оснащен общедомовым счетчиком); жалоба на действия ресурсоснабжающей организации и управляющей компании (если дом не оснащен общедомовым счетчиком).- Как на такую активность реагируют управляющие компании?
- Все более доброжелательно. Руководство компаний не только идет на контакт с собственниками, но зачастую само являются инициатором переговоров. Конечно же, этому процессу способствует и существенное изменение жилищного законодательства.
- Что запланировано на следующий год?
- Несколько проектов и переформатирование работы.
Мы бы очень хотели запустить программу повышения квалификации в области управления многоквартирными домами. Программа нацелена, прежде всего, на членов советов многоквартирных домов, председателей ТСЖ и ЖСК и тех, кто хочет разобраться в этой сложной системе управления.
Не будем забывать, что по-настоящему эффективное управление многоквартирным домом - это очень сложная система взаимоотношений, которая требует специальных познаний. Получить их сейчас не так просто: нужно постоянно ездить на дорогостоящие семинары. Не каждый собственник сможет себе это позволить.
Мы же хотим создать систему интернет-обучения, доступную каждому, у кого есть компьютер с выходом в сеть. Курсы будут скомпонованы таким образом, чтобы слушателю не пришлось платить дважды за одну и ту же информацию. Различные институты, организующие семинары и курсы повышения квалификации, хитрят, включая в последующие курсы часть информации, которую вы могли получить, слушая предыдущий. Действующая система повышения квалификации не индивидуализирована, а мы этого добьемся! Если вы прослушали, к примеру, курс «Особенности бухучета и налогообложения УК и ТСЖ», потом выбрали следующий, который включает в себя эту же тему, вам не придется снова ее оплачивать.
- А «институт коммунального медиатора» - это тоже ваш проект?
- Да. Коммунальный медиатор - это переговорщик, то есть специалист, который поможет собственникам наладить диалог с управляющей компанией, а если УК или ТСЖ не захочет диалога, помочь собственникам восстановить свои права.
Коммунальный медиатор и портал «Коми ЖКХ» в связке должны переломить порочную практику «жалуемся на УК и ТСЖ во все органы разом, не разбираясь». Это не только позволить снизить нагрузку на контролирующие органы, снимая пустяковые вопросы типа «замена лампы» из списка рассмотрения госорганов, но и позволит улучшить качество предоставляемых УК и ТСЖ услуг.
Мы прекрасно понимаем, что еще один посредник между властью и собственниками по сбору и передаче жалоб не нужен. Многочисленные «… контроли» общественников – «передатчики» жалоб - не нужны. Нужно помочь собственникам и УК наладить плодотворные отношения.
Считаем, что данные проекты будут полезны как собственникам, так и управленцам в ЖКХ.
- Проанализировав обращения своих читателей, к каким выводам вы пришли?
- К сожалению, выводы мы делаем неутешительные. Управляющие компании около 10 лет игнорировали требования закона об эксплуатации жилфонда, а теперь разводят руками: «За это мы браться не будем. А если будем, то тариф надо пересматривать». Такого быть не должно! Сами наворотили, сами разгребайте.
Конечно, ситуацию осложняют компании-клоны, о которых мы писали. Люди все те же, а вывеска новая. От прежней УК ничего не добиться, она – банкрот. Но можно ведь заставить новую компанию работать нормально. Собственники этому должны способствовать: не только придавать «ускорения», но и научиться вежливо разговаривать. Коммунальщики - тоже люди. Кому понравится, когда из телефонной трубки или в приемной кто-то, истерично вопя, требует заменить лампочку в подъезде. Все претензии можно высказать тактично, не повышая голос.
Но самое главное не это. Самый главный вывод состоит вот в чем: с таким отношением к жилфонду – управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и самих собственников - через 5-7 лет около 60% введенного в эксплуатацию 10-15 лет назад жилфонда нужно будет капитально ремонтировать, о более старом жилфонде и говорить не приходится - они все должны быть капитально отремонтированы, либо совсем скоро эти дома можно будет признать аварийными.
- Кому хотелось бы сказать спасибо?
- Помимо управляющих компаний, которые сотрудничают с нами, хотелось бы отметить юристов, которые активно пытаются навести порядок в сфере ЖКХ, комментируют наши посты в БНК-блогах. Это Николай Савельев и Николай Филенко. Их комментарии и посты не всем нравятся, но эти люди заставляют нас по-новому взглянуть на некоторые вопросы. Более критично относиться к себе. Увидеть новые проблемы в сфере ЖКХ. Они также являются активными правоприменителями. Именно такие люди создают судебные прецеденты, а их деятельность постепенно формирует более активную правовую позицию населения в вопросах ЖКХ.