Новости Республики Коми | Комиинформ
Наталья Студиград
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской Федерации", который затрагивает интересы всех россиян и вызывает целый ряд вопросов у педагогов, родителей и учащихся. Положения закона комментирует заместитель министра образования Республики Коми Наталья Студиград.
- Зачем надо было менять законодательство в сфере образования?
- Ранее действующий закон "Об образовании" был принят в 1992 году и для своего времени являлся очень прогрессивным. Именно он адаптировал образовательную систему к новым экономическим реалиям, создал условия для самостоятельности школ и появления авторских образовательных методик. Однако финансовые и организационные основы для реализации этих инициатив определены не были, поэтому многие передовые идеи так и остались на бумаге.
Но главное - за 20 лет другой стала страна, и документ просто перестал отвечать требованиям времени. Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что практика внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс.
- - В чем принципиальные отличия нового закона от старого?
- Новый закон написан гражданами России. Фактически это первый законодательный акт в нашей истории, который прошел от начала до конца процедуру общественного обсуждения и в котором предложения граждан нашли реальное воплощение в положениях документа. Педагоги и родители, общественность Республики Коми активно обсуждали все предлагаемые проекты закона. От нашего региона было внесено более 200 предложений, многие из которых нашли своё отражение в законе.
Цель нового закона - предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессии и далее совершенствоваться, осваивать новые технологии.
- - Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового закона?
- Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.
Дошкольное образование отделено от "ухода и присмотра" за детьми, что значительно расширяет возможности негосударственных дошкольных образовательных организаций.
Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.
Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами.
Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат граждане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях.
Среднее профессиональное образование станет общедоступным.
Повышен статус начального профессионального образования: теперь оно включено в систему среднего профессионального образования.
Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов.
Студенты смогут заниматься научной деятельностью под руководством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподавательской деятельности специалистами предприятий-работодателей.
Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В законе дано понятие "инклюзивного образования", что позволит регионам принимать решения по дополнительному финансированию детских садов, школ и колледжей, которые предлагают образовательные программы детям, страдающим тяжёлыми недугами.
- - Какие права обеспечивает новый закон?
- Он обеспечивает, прежде всего, право каждого на образование, включая самообразование и семейное образование. Дает право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования. Также обеспечивает право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту.
- - Останется ли общее образование бесплатным?
- Конечно. Государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов, и эта норма четко прописана в законе. Более того, документ однозначно говорит о том, что платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.
- - Сохранятся ли льготы при поступлении в вузы?
- Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки в области физической культуры и спорта). При этом система льгот и преимуществ, предоставляемых при приеме в высшие учебные заведения, будет упорядочена. Главная цель - обеспечить равные возможности для поступления всем абитуриентам. В частности, в новом законе предусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами государственной поддержки: прием в пределах установленной квоты при успешном прохождении вступительных испытаний и обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении.
Такая система позволит обеспечить не только реализацию права на доступ к образованию, но и будет способствовать успешному освоению профессиональных образовательных программ.
Льготами при поступлении в вуз смогут воспользоваться дети-инвалиды и инвалиды I и II групп; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (они получат право на обучение на подготовительных отделениях государственных вузов или преимущественное право зачисления); другие категории льготников, которым федеральными законами предоставлены преимущества при приеме в вузы.
- - Будет ли способствовать новый закон повышению статуса педагога?
- В этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников. Кроме того, закон гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной поддержки.
Надо отметить, что меры поддержки впервые распространены и на педагогических работников других организаций (медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образовательную деятельность.
- - Экзамены теперь будут и после детского сада?
- Новый закон не предусматривается проведение экзаменов или каких-либо других форм оценивания детей по результатам дошкольного образования. Зато освоение программ не только среднего, но и основного общего образования теперь будет завершаться итоговой аттестацией на основе объективной и независимой оценки качества подготовки учеников госкомиссиями, т.е. так называемая "новая форма" аттестации девятиклассников переходит в штатный режим.
- Почему исчез уровень начального профессионального образования?
- Он никуда не исчез, наоборот, его статус повысился. Теперь он включен в систему среднего профессионального образования в качестве первого уровня - подготовки квалифицированных рабочих. Сделано это для того, чтобы обеспечить необходимый уровень подготовки таких специалистов. Получаемых сейчас на этом уровне знаний уже не хватает для профессиональной деятельности, так как повсеместно внедряются наукоемкие технологии, требуется умение учиться и профессионально совершенствоваться.
Поэтому в рамках среднего профессионального образования предусмотрено два вида образовательных программ: подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
При поступлении на образовательные программы среднего профессионального образования после 9-го класса обучающиеся будут в обязательном порядке получать среднее общее образование одновременно с получением избранной профессии (специальности). Следует также отметить, что в новом законе отдельно прописывается положение об общедоступности среднего профобразования. Это позволит повысить его привлекательность для молодежи.
- Вернется ли распределение выпускников?
- Обязательное распределение выпускников нарушает право на свободу выбора профессии и рода занятий, гарантированное Конституцией РФ.
В качестве альтернативы и гарантии трудоустройства законом вводится институт целевого приема, предусматривающий заключение договоров с вузом и организацией-работодателем. В новом законе есть отдельная статья, регулирующая правоотношения всех заинтересованных сторон. В частности, закрепляются существенные условия договора о целевом обучении, которые включают меры социальной поддержки учащегося. Среди них могут быть материальное стимулирование, оплата дополнительных образовательных услуг, предоставление в пользование или оплата жилья в период обучения, обязательства по организации производственной практики и, конечно, по трудоустройству. Наряду с правами и гарантиями предусмотрена и ответственность сторон за неисполнение взятых на себя обязательств. Так, выпускник, который откажется работать в организации, с которой был заключен договор, будет обязан возместить расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки в полном объеме, а также выплатить штраф в двукратном размере этих затрат.
-Готова ли республика к реализации закона?
- Вне всякого сомнения. Сейчас формируется нормативно-правовая база. В июне были внесены изменения в самый главный закон Республики Коми об образовании. На сентябрьском заседании Государственного Совета региона предполагается рассмотреть целый пакет законопроектов. Готовится ряд постановлений, которые будут регламентировать деятельность в сфере образования.
Наш регион еще до принятия федерального закона уже продвинулся по многим позициям. Например, в республике практически отсутствует очередь в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Начата работа по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, а также дистанционного обучения в малокомплектных школах.
В законе особо оговорены гарантии, связанные с оплатой труда педагогов. Зарплата учителей должна равняться средней по региону. В Республике Коми это тоже реализовано согласно майским Указам Президента России. Последнее повышение зарплаты состоялось 1 июля 2013 года.
Закон об образовании ждали давно, и Республика Коми полностью готова к его реализации.