Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Тамара Николаева

Заместитель главы Коми
"Чем выше уровень жизни людей, тем выше их требования к социальной сфере"
18 апреля 2013 года 11:50
Тамара Николаева
Фото Н. Антоновского, БНК

Сегодня на сессии Государственного Совета республики депутаты утвердили кандидатуру заместителя главы республики, курирующего социальный блок. С 21 января эту должность в качестве "и. о." занимала Тамара Николаева, вернувшаяся в Сыктывкар из Усинска, где работала заместителем главы администрации муниципального образования. Свое первое интервью в новом качестве заместитель главы дала агентству "Комиинформ".

- Тамара Николаевна, как делают предложение кандидату в заместители главы?

- Совершенно неожиданно... Готовясь к интервью, сегодня еще думала, а хотела ли я занять одну из самых высоких должностей в регионе? Никогда. Но я, наверное, счастливый человек: все предложения мне поступали неожиданно. Когда перед Новым годом был звонок из администрации главы с приглашением на встречу к Вячеславу Михайловичу (Гайзеру – ред.), я, шутя, обронила мужу: "А вдруг мне предложат должность заместителя главы республики? И что тогда делать?". Он сказал, что надо соглашаться. А я думала, что нет, потому что это ответственный и сложный участок. На такой ноте я сюда приехала. Вячеслав Михайлович начал с вопросов об Усинске, о социальном самочувствии людей, потом перешел на здравоохранение – чего, с моей точки зрения, не хватает отрасли. Ну, думаю, испытывают меня…

- … на профпригодность…

- … да! И в конце разговора поступило это предложение.

- Сыктывкар для вас - не чужой город. Вы здесь работали в министерстве образования….

- Моя жизнь, действительно, связана с двумя городами. 17 лет я прожила в Усинске – с 1979 по 1996. Потом 10 лет работала в министерстве образования и секретариате Ирмы Альбертовны (Кутаевой, заместителя главы РК по социальным вопросам – ред.). Это была хорошая школа, откуда меня и пригласил на должность заместителя мэр Усинска Виктор Абмаев. Через 5 с половиной лет судьба мне снова делает такой подарок.

- Ваше перемещение выглядит очень логично: то, чем вы занимались в Усинске, – ваша нынешняя должность, но в миниатюре.

- Почему я и приняла предложение, потому что была уверена в том, что готова решать эти задачи - опираясь на опыт работы в секретариате, где мы курировали все социальные министерства, и усинский опыт, где мой функционал выходил далеко за рамки того, чем я сейчас здесь занимаюсь. Усинск – непростой город. Мое глубокое убеждение: чем выше уровень жизни людей, тем выше уровень их требований. И там, как говорится, нужно было держать ухо востро. За 5,5 лет я очень привязалась к этому городу, и частичка моего сердца осталась там.

- По-моему, гораздо проще приступать к новому делу, когда поставлены конкретные задачи. Поставил их глава республики?

- Да, задачи поставлены в разрезе каждой отрасли. Хочу поблагодарить своего предшественника Виталия Викторовича (Стаханова – ред.): было достаточно много сделано для развития социальной сферы. Самая главная задача, которую поставил глава, – сохранить все положительные тенденции. Как он сказал в своем докладе Госсовету: наша задача – обеспечить комфортное проживание в республике. А что это такое? Это социалка вся!

- А как измерить комфортность?

- Мне кажется, можно измерить доступностью образования, медицины, социальных услуг – как материальной, финансовой, так и инфраструктурной.

- Сложно будет сохранить наработанное? Деньги в социальной сфере есть?

- Денег социальной сфере никогда не хватало и не будет хватать: чем выше мы поднимаем планку, тем выше поднимается планка потребностей человека. Поэтому никогда не наступит такой момент, что мы скажем: "Не знаем, куда деньги девать, и проблем уже нет нерешенных". К тому же, деньги решают не все. Некоторые вопросы, даже при наличии того финансирования, которое есть, можно разумно решать. Необходимо продумывать, как тратить деньги эффективно.

- Есть уже понимание, на что тратить деньги в первую очередь?

- Эти приоритеты четко определены. Что касается здравоохранения, нам нужно завершить те объекты, которые начаты в 2011 году в рамках программы модернизации отрасли. До 1 июля нам необходимо закончить капитальный ремонт, установку оборудования. Необходимо освоить средства, которые мы получаем по федеральным программам, например, на профилактику дорожно-транспортных происшествий, совершенствование онкологической службы, развитие медицины катастроф.

Среди приоритетов, конечно, – строительство объектов. В 2013 году мы заявляем, наверное, самое большое количество ФАПов – 21. 8 за счет бюджетных денег, 13 – за счет внебюджетных.

- А на диспансеризацию выделяются федеральные средства или республика должна обходится своими?

- Республика свои деньги не тратит. Но до 1 декабря мы должны осмотреть 170 тысяч человек. Это очень большая цифра. Кроме того, до 1 июля диспансеризацию должны пройти сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Учреждения здравоохранения к этому готовы. Естественно, есть проблемы – такую массу людей надо организовать. Поэтому многое зависит от руководителей лечебных учреждений, муниципальных властей и руководителей предприятий. Мы уже договорились, что в отсутствие узких специалистов, особенно в селе, на места по графику будет выезжать бригада из республиканских ЛПУ. Кстати, в этом году есть возможность оплачивать работу врачей, занятых диспансеризацией, по более высокому тарифу.

- Какая проблема сейчас является ключевой в образовании?

- На первом месте – ликвидация очереди в детские сады. Наш регион в этом плане выглядит неплохо на общероссийском фоне. Президентом поставлена задача к 2016 году обеспечить местами детей от 3 до 7 лет. На конец 2012 года таковых по всей республике 220. Немного. К 1 сентября 2013 года мы эту задачу выполним. Детей от года до трех в очереди порядка 5 тысяч только в Сыктывкаре. Вот эту проблему мы будем решать по четкому плану до 2018 года. Что мы делаем? Строим новые детские сады, возвращаем те, что используются не по назначению (в этом году запланированы два в Сыктывкаре и один в Ухте) и развиваем негосударственную сферу.

- Что вы ответите тем, кто считает, что новые детские сады строить не надо, потому что впереди очередной демографический провал?

- Пока тенденция говорит об обратном: у нас демография с плюсом. Но даже если учитывать пессимистичные прогнозы, я считаю, что мы зданиям применение найдем. Их можно использовать под начальные школы, школы-сады, эстетические центры.

- Вот был бы праздник, если бы в Сыктывкаре построили школу!

- Хочется верить, что такой праздник в Сыктывкаре будет. Потому что школы столицы Коми уже трещат по швам. Норматив – 25 человек в классе – в самых востребованных не выдерживается. Мы сейчас работаем и с федеральным министерством, и с правительством РФ, чтобы войти в федеральные программы для строительства школы в столице Коми.

- Доступность детских садов и школ, на мой взгляд, это вклад в решение проблемы оттока населения. Что еще может сделать республика для того, чтобы люди тут оставались, чтобы она была обеспечена кадрами?

- Кадровая - это одна из самых главных проблем. В здравоохранении, например, ремонты сделали, больницы построили, оборудование установили, но не всегда есть врачи. Одно звено слабое или выпадает, и мы не можем достичь конечного результата – доступности, о которой мы говорили вначале. Тогда зачем все остальное? Надо начинать с кадров. Первое, с чего, на мой взгляд, надо начинать – профориентация. В Сыктывкаре был хороший опыт - медицинские и педагогические классы. Это долгий путь, но по нему надо идти. Короткий путь – привлекать в республику готовых специалистов. Чем именно? Зарплатой, жильем, социальной инфраструктурой.

- Что касается зарплаты. Можно ли в бюджетной сфере честно и открыто зарабатывать хорошие деньги?

- Можно. Первый источник - стимулирующий фонд. Второй - внебюжетные средства. Городские лечебные учреждения, по крайней мере, их хорошо привлекают. Профосмотры, например, оплачивают работодатели. И если мы заинтересованы в специалисте, можно решать вопрос по зарплате индивидуально. Есть опыт и у муниципальных образований - они предлагают единовременные выплаты, устанавливают северные надбавки с первого дня работы в районе Крайнего Севера. А это 80 процентов к зарплате.

Более сложный вопрос – жилье. Не во всех муниципальных образованиях у руководителя, даже если он очень хочет, есть возможность решать его положительно. Это проблема общероссийская, субъекты разрабатывают свои программы кадрового обеспечения медицины. Наша сейчас проходит согласование в федеральном министерстве здравоохранения. Жилищная проблема в ней учтена.

- Еще один аспект кадровой темы – студенческий. Мы сможем использовать опыт Перми, которая выплачивает дополнительные стипендии выпускникам, набравшим 225 баллов на ЕГЭ и поступившим в местные вузы?

- Вполне. "Проект 225" у нас оценивается положительно. Дано поручение министерству образования совместно с вузами проработать этот вопрос. Если не будет хватать стипендиального фонда, республика найдет возможность поддержать этих ребят.

- В сфере социальной защиты по всей стране сейчас широко обсуждается тема сиротства…

- Сегодня две задачи - 94 процента сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устраивать в семьи и оптимизировать сеть детских домов, чтобы в них оставалось по 30-40 человек. Между тем, модель в республике сложилась такая: детские дома находятся в отрасли "образование", опека – это орган соцзащиты. В этой конструкции существуют некие подводные камни: одно ведомство обязано в семьи устраивать, в другом нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор - "завтра детей не будет, я останусь без работы". Поэтому у нас есть межведомственная группа и совместный план действий.

Беседовала Елена Мезенцева