Новости Республики Коми | Комиинформ
Владимир Шарков
Список неэффективных вузов, составленный в Минобрнауки РФ, вызвал неоднозначную реакцию ректоратов высших учебных заведений Коми. О причинах готовности одних вузов региона меняться и нежелании других реорганизовываться в интервью корреспонденту РИА Новости Дарье Шучалиной рассказал министр образования республики Владимир Шарков.
- Владимир Витальевич, как вы оцениваете положение дел в системе высшей школы в Коми в связи с обнародованием Минобрнауки РФ "черного списка" вузов, признанных неэффективными?
- Впрямую ставить клеймо неэффективности на то или иное учебное заведение все-таки неправильно. Речь о вузах с признаками неэффективности. К таковым в нашем регионе отнесены семь, в основном, небольшие филиалы федеральных вузов, доля которых на рынке образовательных услуг Коми невелика (горный институт и филиал УГТУ в Воркуте, филиал Вятской сельхозакадемии, филиал СПБГУСЭ и ухтинский филиал МГУПС).
Что касается местных базисных вузов, попавших в перечень, - это старейший вуз Коми государственный педагогический институт - единственный в регионе педагогического профиля, в этом году ему исполнилось 80 лет, а также Сыктывкарский государственный университет. В последнем неделю назад сменился ректор. Его возглавила спикер Госсовета Коми Марина Истиховская. Реакция последовала адекватная. Вуз настроен на внутреннюю модернизацию.
А вот восприятие сложившегося положения дел пединститутом не совсем адекватное.
- В чем это выразилось?
- Ученый совет КГПИ направил обращение главе Коми Вячеславу Гайзеру с просьбой не допустить реорганизации учебного заведения. В тот же день, после того, как я через СМИ напомнил вузу об отсутствии антикризисной программы, ученый совет свое письмо отозвал и спешно представил проект антикризисной программы. Однако подобный документ не разрабатывается впопыхах, он требует серьезной доработки. В ближайшее время мы с руководством института соберемся для обсуждения этого вопроса.
- Тот факт, что данный вуз попал в "черный список", - это следствие каких-то аналитических документов, направленных в Минобрнауки РФ вашим ведомством?
- Региональное министерство образования не имело никакого отношения к подготовке рейтинга профильным федеральным органом власти. Оно является учредителем вузов, расположенных в регионе, поэтому ректораты регулярно сдают в Москву отчеты о работе. Вот на их основании и строился анализ состояния дел в том или ином учебном заведении.
- Как Минобразования Коми оценивает качество образовательных услуг КГПИ?
- В школах не только сельских районов, но и городов у нас острая нехватка учителей, особенно молодых. А часть выпускников КГПИ, получая дипломы, подается в журналисты, в пресс-секретари, в общем, работает не по специальности. Это свидетельствует о медленной реакции вуза на вызовы времени. Мы предлагали нынешнему ректору Михаилу Китайгородскому двигаться в ногу со временем и корректировать работу в соответствии с современными потребностями рынка труда.
- Каким образом?
- В глубинке недостаточно учителей-предметников. Потому логично оформить спарринг подготовки педагогов. Скажем, те, кто в формате бакалавриата получает диплом учителя русского языка и литературы, вполне могут продолжить учебу по программе магистратуры, скажем, по специальности учителя иностранного языка… Те, кто обучается на педагога географии и биологии, могли бы взяться за дополнительную специальность – химию. Однако пединститут ограничивается культурологией, которая, как показывает анализ рынка труда, не востребована. Собственно, это то, о чем говорила в рамках визита в Коми Елена Леонидовна Низиенко (руководитель департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки РФ) на встрече с ректором КГПИ.
Кроме того, давно пора ввести такую специальность, как психолог, которых нынче тоже так не хватает общеобразовательным учреждениям. Школы, возможно, и могли бы ввести штатные единицы, но заполнить вакансии – проблема. Поскольку в КГПИ на всех факультетах студенты и так в обязательном порядке проходят психологию как предмет, нет сомнений, что найдется немало желающих получить соответствующую дополнительную специальность. В общем, очертание векторов движения вперед очевидное.
- С чего следует начать?
- Полагаю, имеет смысл провести независимый мониторинг положения дел в КГПИ с привлечением сторонних экспертов из-за пределов Коми, параллельно – проанализировать опыт других регионов, где педагогические вузы успешно встроились в современные реалии.
- Владимир Витальевич, планируется ли создание в Коми университетского комплекса?
- Задача реорганизации высшей школы федеральными властями ставится перед всеми регионами. Некоторые ее уже успешно выполнили. Нам же еще только предстоит эта работа. Видение и понимание у нашего министерства сформировано. Комплекс можно создать на базе СГУ, у которого для этой миссии имеется наиболее подходящий потенциал. Плюсы для тех учебных заведений, которые войдут в состав комплекса, очевидны – развитие материально-технической базы, шлифовка структуры факультетов и кафедр, расширение возможностей педагогического коллектива (одни и те же преподаватели могут учить студентов как своего вуза, так и вуза-партнера).
- Вузы Коми не фигурировали в коррупционных скандалах. Значит ли это, что сюда можно поступить без блата и нелегальной оплаты?
- Это норма жизни для вузов Коми. У нас абсолютно прозрачные и строго регламентированные алгоритмы поступления абитуриентов. Реформа профобразования, инициированная президентом России, направлена в том числе на эту цель.