Новости Республики Коми | Комиинформ
Надежда Коданева
Республиканская Служба практической психологии в этом году отметила пятилетие. Инициатором ее создания был «Региональный центр развития социальных технологий», одним из направлений деятельности которого является работа с приемными и опекунскими семьям. О задачах и проблемах работы с особой, как ее называют специалисты, категорией населения — замещающими семьям, в интервью «Комиинформу» рассказала заведующая отделением по развитию семейных форм жизнеустройства несовершеннолетних Надежда Коданева.
- Надежда Анатольевна, какие задачи стоят перед вашим отделением и центром развития социальных технологий по работе с замещающими семьями?
- Главная задача нашего центра — методическое обеспечение специалистов социальной сферы по работе с замещающими семьями. Я работаю здесь с 2008-го года, когда полномочия по опеке и попечительству были переданы Агентству по социальному развитию, и в нашем центре было открыто отделение по усыновлению, опеке и попечительству. Первостепенная задача тогда была - разработать программы для работы с этими семьями. Вопросов у опекунов на тот момент было много, необходим был центр, в который они могли бы обращаться со своими проблемами. Еще одна функция отделения — обучение специалистов по работе с замещающими семьями. Им в помощь мы разработали программы «Домашний очаг», «Школа приемных родителей». Одно из трудных направлений — это работа с выпускниками, и мы совместно со специалистом из интерната им. Католикова разработали программу «Из детского дома - во взрослую жизнь».
С самими замещающими семьями мы тоже общаемся. Как правило, это большие мероприятия на базе нашего центра, приуроченные ко Дню матери и Новому году. На них мы приглашаем детей и родителей со всей республики.
Проблемным оказался, конечно, кадровый вопрос. В некоторых районах не было психологов и надо было начинать обучение специалистов. Мы наладили работу выездных бригад и попытались охватить всю республику.
- Увеличивается ли количество опекунских и замещающих семей в Коми?
- Конечно! Если в позапрошлом году у нас сто семь детей было передано в семьи усыновителей, то в прошлом году их было уже сто сорок шесть. Это хороший рост, он говорит о том, что улучшилась информированность о семейных формах устройства детей. Ощущается и поддержка правительства — с прошлого года усыновителям единовременно выдается двести тысяч рублей.
- Получается, вы прошли через весь период становления программ для замещающих семей в Коми. Что, на ваш взгляд, за это время качественно изменилось?
- Одно из улучшений — это закрепление на законодательном уровне обязательного обучения в школе приемных родителей. К этому давно все шло, потому что сразу было видно, что готовить к принятию ребенка в семью надо обязательно. Все-таки речь идет о детках, которые имеют совершенно другие особенности развития, к тому же нужно, чтобы и сама семья была готова — все это сокращает количество повторных отказов. Кстати, у нас в республике возвраты очень редко бывают, как правило, потому, что со своими обязанностями не справляется опекун. Обучение в школе приемных родителей как раз и способствует тому, чтобы с воспитанием деток приемные родители все же справлялись. Первое обучение по обязательной программе завершилось в сентябре на базе нашего регионального центра. На курсы записались четыре семьи, закончили школу три. То есть одна семья задумалась и «отсеялась» на этапе подготовки. Супруги ушли подумать, еще раз оценить свои возможности.
- На фоне других регионов Коми по работе с замещающими семьями находится в лидерах или мы, скорее, аутсайдеры?
- Я могу сказать, что Коми примерно в середине. Мы действительно в середине пути, и многое еще предстоит сделать. На сегодня прошли обучение педагоги-психологи, завершено становление служб сопровождения семей, такие службы теперь есть в каждом муниципальном образовании республики. И сейчас мы работаем над тем, чтобы эту деятельность углубить, чтобы семьи, наконец, убедились, что у наших специалистов они всегда найдут поддержку, помощь и понимание, а не только контроль. Ведь с этими семьями потому и сложно работать, что они постоянно ожидают контроля над своей жизнью, а мы им предлагаем поддержку и помощь. Именно поэтому одним из главных направлений в следующем году станет обучение самих специалистов по социальной работе.
- Какие особенности нашего региона оказывают влияние на работу с замещающими семьями?
- Конечно же, расстояния, удаленность и труднодоступность населенных пунктов. Но это решаемо. Например, в прошлом году по программе «Ради будущего» мы получили автомобиль для поездок по районам. По этой же программе нам удалось оснастить районы оргтехникой и компьютерами.
Кроме того, во время поездок по районам мы рассказываем о телефоне доверия, на который сельские семьи всегда могут бесплатно позвонить, и звонки поступают. Мы работаем над информированностью населения, чтобы в муниципальных образованиях были и памятки, и буклеты, чтобы родители знали как можно больше, включая режим работы учреждений, в которые они могут обратиться. В каждом муниципалитете работают структурные подразделения опеки и учреждения социального обслуживания населения. Если семья не может по каким-то причинам работать со специалистом на месте или временно нет своего психолога, люди звонят и приезжают непосредственно к нам.
- На уровне республики есть районы-передовики по работе с замещающими семьями?
- Я могу назвать в первую очередь Прилузский район. Там работает психолог Вера Викторовна Кузнецова. Она ведет работу активно: собирает семьи на групповые занятия, проводит учебу с родителями, с детьми, организует совместные мероприятия, которые сплачивают семьи. Она работает со всеми категориями населения, но огромное внимание и все свое свободное время она уделяет замещающим и опекунским семьям. Активны сами приемные родители в Сыктывдинском районе, где создан клуб приемных родителей, они выезжают на встречи с такими же семьями в другие районы. Этим летом большая встреча приемных семей состоялась в Корткеросском районе, на которую съехались сыктывдицы, прилузцы и корткеросцы. Специалисты органов опеки активно работают в Корткеросском районе — они часто обращаются к нам, приглашают на встречи и консультации с семьями.
- Кадров в районах достаточно?
- Если растет количества замещающих семей, то одного психолога в районе становится недостаточно. Хотелось бы, чтобы в районах отдельный психолог занимался только этой категорией населения — замещающими семьями, и больше ничем. Есть и проблема, связанная с молодыми специалистами. В район приходит молодой психолог, он там один. Приемной семье, у которой стаж работы более десяти лет, обращаться к нему с вопросом о воспитании детей как-то не очень удобно бывает. К тому же родители привыкают к человеку, и раскрыться они могут только перед тем, кого они знают долгие годы. Но мы не пытаемся как-нибудь заполнить вакантные места, да это и не получится. Устраиваться приходят люди, которые уже настроены на определенную работу с определенными людьми, так что все подряд к нам не пойдут в любом случае. Это так же, как работать в школу не идут все, кто получил педагогическое образование. Выпускники вузов в первую очередь задумываются, хотят ли они, смогут ли они работать с детьми. Так и у нас — психолог понимает, что ему нужно будет работать с людьми, надо будет оказывать им помощь и поддержку. Это работа с людьми, которые воспитывают детей, с детства лишенных родительского любви, тепла и заботы. Случайных людей в нашей профессии нет. Хочется только, чтобы не было текучести кадров, чтобы семьи доверяли своим специалистам, чтобы дети нашли свою семью.
- Вы тоже работаете с такими людьми?
- Лично я в основном работаю со специалистами. У меня образование педагогическое, ровно десять лет я отработала в школе, а когда открывалось это отделение, мне предложили попробовать себя в новом качестве. В школе я работала и с детьми, и с родителями, и приемные семьи у меня тоже были, я наблюдала за такими семьями, видела адаптацию приемного ребенка в школе, восприятие окружающими таких детей и таких родителей, знаю, как трудно находить им общий язык даже с педагогами. Со временем у меня появился интерес — попробовать себя в работе с приемными и опекунскими семьями. Самый светлый момент во всем этом, когда ко мне приходит выпускница приемной семьи и говорит: «Я успешна, и я думаю о своем будущем, которое способна построить сама, в этом мне помогают мои мама и папа». Человек социализирован и не боится проблем, не требует, чтобы ее обеспечивал кто-то другой. Это лучшая благодарность за мою работу и это главная наша задача — сделать так, чтобы приемные дети не боялись жизни, не боялись идти вперед. И здесь не важно, скольким семьям ты поможешь — двум или двум сотням, в любом случае возникает чувство радости и понимание смысла того, что ты делаешь.
Беседовала Ольга Авдеева