Новости Республики Коми | Комиинформ
Светлана Сурина
Выпускники школ Коми по-прежнему предпочитают поступать в вузы и зачастую пренебрегают возможностью получить рабочую профессию. Хотя органы власти уже на протяжении нескольких лет пытаются изменить эту ситуацию. О нынешнем положении дел в сфере профобразования и перспективах в плане переориентации молодежи на потребности рынка труда в интервью агентству "Комиинформ" рассказала начальник отдела профессионального образования и науки Министерства образования Коми Светлана Сурина.
- Как вы оцениваете темпы модернизации профессионального образования в Коми? Всего ли хватает для достижения всех поставленных целей?
- Темпы модернизации профессионального образования в республике достаточно хорошие. Нужно понимать, что это работа не одного дня. Для себя отсчет модернизации мы начинаем с 2008 года, когда в соответствии с распоряжением правительства Коми началась оптимизация системы профобразования. Шла она путем укрупнения образовательных учреждений, перевода части учреждений начального профобразования в техникумы с целью открытия новых направлений подготовки специалистов среднего звена. Одновременно с этим разрабатывался механизм определения потребности республики в подготовке кадров, формировался госзаказ, внедрялась система нормативного финансирования на оказание услуг по подготовке кадров.
Республика находится в лидерах среди других субъектов по переводу учреждений профессионального образования в автономные. Имеющийся задел и позволил региону принять участие в конкурсе программ модернизации профобразования, объявленного в 2011 году Министерством образования и науки РФ, и войти в число 30 победителей.
Поставленные цели и задачи модернизации вполне достижимы, не все направления финансово затратные. К приоритетным задачам в области кадрового обеспечения я бы отнесла повышение престижа получения востребованной профессии и специальности, а также выстраивание взаимоотношений с работодателями.
- Есть мнение, что если в России резко сократится количество вузов, то абитуриентам ничего не останется, кроме как пойти поступать в учреждения начального (НПО) и среднего профобразования (СПО). И таким образом может быть достигнут баланс между потребностями рынка труда и реальным кадровым предложением. Насколько справедлива эта точка зрения, по вашему мнению?
- Снижение количества бюджетных мест в вузах связано с демографической ситуацией. Возможность получения высшего профессионального образования за счет средств бюджета остается на прежнем уровне. В одном из указов президента России речь идет о необходимости проведения мониторинга и оптимизации бюджетных учреждений, в том числе и вузов, но при этом объем услуг уменьшаться не должен.
Другое дело, что государство заинтересовано в кадрах, востребованных на рынке труда, и готово тратить на их подготовку бюджетные средства. Сейчас при потребности экономики в рабочих, специалистах среднего звена и специалистах с высшим образованием в соотношении 5:3:1 реальные объемы выпускников идут в пропорции 1:2:4. Рынку труда не нужно такое количество выпускников вузов.
Соответственно, необходимо изменить стереотип выпускников школ и, в первую очередь, их родителей об обязательном поступлении в вуз. Особая роль здесь отведена профориентационной работе с обязательным привлечением потенциальных работодателей.
- В 2012 году в Коми планировалось сформировать институт кураторства или шефства предприятий в отношении учреждений профобразования. Как продвигается эта работа?
- Действительно, в рамках программы модернизации профессионального образования особое внимание уделено выстраиванию взаимоотношений с работодателями. Для этого мы включили в план ряд мероприятий, в том числе и прохождение стажировки мастеров производственного обучения, преподавателей на базе предприятий. В этом году нам удалось организовать такую работу на предприятиях города Печора для Печорского промышленно-экономического техникума, а также на предприятиях Сыктывкара для Коми республиканского агропромышленного техникума. Результаты были представлены на недавно прошедшем республиканском совещании директоров учреждений профобразования. Однако мы столкнулись с проблемой, когда мастер, прошедший стажировку на предприятии, уже не возвращался на работу в образовательное учреждение. Хотя такое повышение квалификации является наиболее эффективным.
Ряд учреждений смогли выстроить свои взаимоотношения с социальными партнерами. 80% объемов подготовки подтверждены договорами между работодателями и образовательными учреждениями. Они включают такие пункты, как организация практики на рабочих местах и возможность дальнейшего трудоустройства.
По инициативе Министерства образования Коми учреждения профессионального образования активизировали работу со своими социальными партнерами и в части материального стимулирования наиболее талантливых и успешных учеников. По состоянию на 15 сентября этого года 14 учреждений профобразования заключили договоры с работодателями на выплату дополнительных стипендий (как ежемесячно, так и разово).
В дальнейшем планируется рассмотреть возможность возврата к понятию "базовое предприятие". Недавно мы принимали участие в международной научно-практической конференции по модернизации профессионального образования в Вологде. Так, в Вологодской области нормативно определен статус такого предприятия, взаимоотношения с учреждениями профобразования. При этом правительство Вологодской области для таких предприятий на 30% уменьшило размер земельного налога.
Работа в этом направлении будет идти и дальше. В ближайшей перспективе мы хотим провести мониторинг качества подготовки в учреждениях профессионального образования для нефтехимии через анкетирование работодателей. Кроме того, планируем внедрить систему сертификации выпускников для этой же отрасли, где также ключевая роль будет отведена работодателям.
- Какие меры принимаются в республике для повышения престижности рабочих специальностей?
- В программе модернизации профессионального образования вопросам профориентационной работы посвящен целый раздел. Среди наиболее важных мероприятий - организация конкурсов информационных стендов и кабинетов профориентации общеобразовательных учреждений, разработка и издание информационно-методических материалов по профориентации, подготовка и распространение справочников профессий и учреждений профессионального образования.
В 2012 году Министерством образования Коми был проведен конкурсный отбор инновационных проектов от учреждений профессионального образования "Разработка системы активизирующих методов профессиональной ориентации в образовательных учреждениях профессионального образования". Нужно отметить, что в условиях повышения престижа получения востребованной на рынке труда профессии или специальности учреждения образования используют разные профориентационные подходы, среди которых можно отметить такие нестандартные как: использование социальных сетей для оперативной связи с учащимися и абитуриентами с целью их информирования, проведение различных акций ("Учишься сам – приведи друга", студенческий флэш-мобил, конкурс "Город выдумщиков", кукольные постановки учебной студии, проведение экскурсий для абитуриентов на предприятиях, дискуссионный клуб "Твой путь к карьере", профессионал-шоу "Профессия за час", "Трудовые пробы" и т.п.), различные мероприятия по профессиональному самоопределению учащихся (проведение уроков "Технология" для учащихся 6-8-х классов на базе учреждений профессионального образования, наставничество студентов и т.п.), использование в процессе адаптации первокурсников психологических тренингов и мероприятий, повышение имиджа учреждений профобразования через использование "скрытой" рекламы (атрибуты с символикой учреждений, размещение рекламы на транспорте).
С 1 января 2012 года как на федеральном, так и на республиканском уровне введены дополнительные стипендии для успешных учащихся по приоритетным направлениям экономики (1200 рублей ежемесячно помимо академический стипендии).
- На основе чего в учреждениях СПО и НПО открываются новые направления подготовки? Сколько новых открылось за последние годы?
Открытие новых направлений подготовки – процесс достаточно сложный, для этого требуется и кадровое обеспечение, и создание лабораторной базы, и новые источники литературы.
В системе среднего и начального профессионального образования Республика Коми давно перешла на подготовку кадров, востребованных на рынке труда. Цифры приема, которые планирует министерство образования, согласовываются с Управлением Коми по занятости населения и с Министерством экономического развития республики. Особое внимание уделяется техническим направлениям подготовки, но и сохраняются специальности и профессии малого бизнеса. Открытие новых направлений подготовки возможно только в том случае, если есть потребность в кадрах, подтвержденная заявками работодателей, Министерством экономического развития РК.
Только за последние два года была введена подготовка по следующим профессиям начального профобразования: электрослесарь подземный, мастер столярного и мебельного производства, мастер жилищно-коммунального хозяйства, наладчик аппаратного и программного обеспечения, электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке, художник росписи по дереву, наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования, машинист крана (крановщик).
По специальностям среднего профобразования введены направления: сервис на транспорте, стилистика и искусство визажа, страховое дело, туризм, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, многоканальные телекоммуникационные системы, сварочное производство.
В 2012 году открыта подготовка по специальности "Сестринское дело" в Печоре.
- Есть ли все-таки какие-то прогнозы на региональном либо на федеральном уровне относительно того, когда же рабочие профессии получат заслуженную популярность среди молодежи?
- Такие прогнозы делать довольно сложно. Все-таки, куда идти учиться - это выбор конкретного человека, и зависеть он может от многих факторов. Мы, со своей стороны, можем лишь делать все возможное для того, чтобы получать рабочую профессию было перспективно, и надеяться на правильный выбор молодых людей. Все-таки потребности экономики — это неизбежная данность, которую необходимо учитывать. А пять лет учиться в вузе и потом оказаться невостребованным — разве это целесообразно? Кроме того, надо сказать, что сегодня выпускник техникума, работая по специальности, зачастую может получать гораздо больше, чем выпускник вуза.