Новости Республики Коми | Комиинформ
Наталья Дик
С первого сентября этого года в России заработал новый закон, касающийся правил приема детей в замещающие семьи. Теперь перед тем как взять ребенка в приемную семью, кандидаты в родители должны пройти обучение в Школе приемных родителей. По мнению ее учредителей, это предотвратит случаи повторного сиротства, когда взятых на воспитание детей возвращают назад, под опеку государства. Школа в Сыктывкаре, созданная при Региональном центре развития социальных технологий, выпустила первую группу из четырех будущих приемных родителей. О работе нового учебного заведения «Комиинформу» рассказала тренер школы, педагог-психолог Наталья Дик.
- Наталья, кого и зачем вы учите в школе приемных родителей, а главное - чему?
- Раньше кандидаты проходили только психолого-педагогическое диагностическое обследование, а после написания заключения один раз в полгода мы проводили мониторинг, как живет семья, какие у них проблемы, какие бывают ситуации. Мониторинг показал, что замещающие родители не знают, как выйти из трудных ситуаций. Навыки управления трудным поведением у них отсутствуют, потому что у родителей нет ни психологических, ни педагогических знаний, у них нет специального образования. Зачастую есть одно только желание взять приемного ребенка. И при первых же трудностях оно заканчивается. Иногда заканчивается сразу, как только ребенок переступает порог нового дома. Поэтому с первого сентября все проходят школу приемных родителей, мы ее проводим ежемесячно.
- Какого рода тренинги там проводятся?
- Первое - это особенности ребенка обычного и ребенка-сироты, сравниваем, чем они различаются. Затем адаптация ребенка в приемной семье, навыки управления трудным поведением, половое воспитание ребенка, взаимоотношения детей и родителей. Если ребенка берут муж и жена, то обучение обязательно проходят оба, и заключение пишется на обоих. Хочу сказать, что для родителей это шок — потому что занятия мы проводим целую неделю, с утра до вечера. Идет отработка основных проблем, так что в конце они понимают, что эта школа — нужна.
- Какие вопросы чаще всего возникают у родителей, которые хотят стать приемными?
- Самый частый касается тайны усыновления. Затем идут навыки трудного поведения. Очень много мифов: «все дети воруют», «все дети из интернатов наркоманы» и так далее. Стереотипы воспитания, которые заложены в обществе, срабатывают. Мы с этим работаем, объясняем, что и в обычных семьях могут быть трудные дети. Но даже до того, как ребенок попадет в семью, родители многого не знают - как зайти в детский дом, как организовать первую встречу с ребенком. Мы проигрываем такие ситуации конкретно с каждым родителем. Их ожидания мы обязательно узнаем. У нас же нет лекций, как в институте или уроков, как в школе. Мы проводим занятия в кругу, в форме общения, глаза в глаза, а также индивидуально. Тут же отрабатывается всё в упражнениях, раздаются домашние задания: арт-терапия, сказкотерапия... У нас в школе нет оценки — правильно или не правильно. Человек — он гибкий, он подстраивается и то, что для одного норма, для другого может быть неприемлемо. Мы учим, что возможны варианты в действиях.
- Кого и кому замещают чаще всего? Кого берут, а кого — нет?
- Большинство стараются брать малышей от ноля до трех лет, девочек очень любят: с ними проблем меньше. Много родственной опеки. Сейчас очень часто стали брать детей одинокие мамочки. Особенно те, которые по медицинским показаниям уже не могут родить сами — возраст поджимает к сорока годам. Но в республике у нас новорожденные девочки в дефиците. Родители думают, что у нас каждый день отказываются от новорожденных. Кандидаты ждут до двух лет и более, это длительный процесс. Психолого-педагогическое заключение, которое мы выдаем, действует год. В течение года люди могут не подобрать себе ребенка и снова проходят всю процедуру, снова пишется заключение.
- Какие шансы у четырнадцатилетних детей попасть в семью?
- А вы знаете, берут! Редко, но берут. Чаще всего берут до трех лет, затем до семи и до четырнадцати. А вот дальше — уже очень сложно. Как правило, это родственная опека.
- А есть особые запросы? Например, подберите мне тельца по гороскопу?
- Нет, сейчас же существует электронная база данных. Мы предлагаем кандидатам сайты - как в нашей республики, так и по всей России. И вот, понравился определенный ребенок. На сайте есть номера телефонов. Женщина звонит и говорит: мне понравилась Маша, я бы хотела с ней пообщаться. Дальше договаривается о встрече в конкретном детском доме, а у кандидата при этом на руках уже есть документ, подтверждающий, что он имеет право взять ребенка. В школе мы обсуждаем, как грамотно подойти к первой встрече. Например, родители не знают, что прежде, чем подойти к ребенку, нужно внимательно посмотреть медицинское заключение. Часто бывает, что ребенок понравился, эмоционально кандидаты тянутся к нему, но ведь есть же заболевания, которые по внешнему виду не определишь, например, внутричерепная травма. Иногда это еще и затратное лечение, которое не каждому по карману, а родители не готовы к большим финансовым вложениям. И вот ребенку сначала дали надежду, а потом сказали: извини, мы тебя не возьмем. Это снова стресс, это нарушение привязанности.
- Что еще может оттолкнуть родителей от ребенка?
- Трудности в поведении. У малышей это не так выражено, а в предподростковом возрасте начинается, лет с десяти. Родители не справляются, потому, что не знают — как. Почему начинается жестокое обращение? Потому что родители не знают, как еще объяснить ребенку, что вот этого — нельзя!
- Тогда почему в момент возникновения проблем не происходит тесного общения с психологом? У кандидатов же есть ваши контакты.
- В лучшем случае они позвонят, а иногда и не звонят — уверены, что сами справятся. Сейчас, когда мы проводим школу приемных родителей, мы не просто пишем заключение на основании тестирования, а хорошо узнаем семью. До этого не было связи с семьей. Сейчас кандидаты понимают, что такое психолог, а у нас есть возможность за несколько занятий сделать то, что мы физически не смогли бы сделать за одну консультацию, за полтора часа.
- Каким образом вы проверяете кандидатов на готовность стать замещающими родителями?
- Сначала это беседа, затем тесты. Самое главное - выяснить мотив. Кто-то берет, потому, что не может родить. Кто-то берет деньги, сейчас же это оплачивают. У кого-то родственная опека — ребенка не хотят отдавать в интернатские учреждение. У кого-то выросли свои кровные дети, а силы еще есть, и они берут детей дополнительно. Отказывать приходится чаще всего тем, кто скрывает алкоголизм. Недавно я писала отказ. Бабушка подала заявление на опеку над внучкой, но даже по внешнему виду было заметно, что она скрывает алкоголизм. Да и с ребенком мы обязательно общаемся, используем рисунки, у нас есть специальные методики. В рисунке он невольно покажет все, что делается у него дома, есть ли жестокое обращение. Иногда в самой беседе чувствуется, что родители настроили ребенка, что и как ему нужно сказать психологу. В таких случаях мы пишем, что кандидат не обладает психолого-педагогическими знаниями. В каждом заключении мы пишем конкретные причины.
- Как реагирует психолог в случае отказа от ребенка?
- С отказами приходят не к психологу, а в органы опеки и говорят: я больше, не могу, забирайте у меня ребенка, я отказываюсь. Вот так, категорично. Органы опеки обычно отправляют таких родителей к психологам. Психолог ищет ту пружинку, из за которой, например, ребенок убегает из дома к своим биологическим родителям. Есть несколько причин-пружинок. Могут воровать начать, могут быть проблемы во взаимоотношениях с кровными детьми, ведь в семье ребенка должны принять не только родители, но и кровные дети. Редко, но бывает, что приемный ребенок возвращается и назад в интернатное учреждение. Работа при этом идет и с ребенком, и с родителем. При этом психолог старается сделать все возможное, чтобы ребенок продолжил жить в замещающей семье.
- В школе все доходят до финиша?
- Нет. У меня была клиентка, дама за сорок лет, живет одна, хотела взять девочку до трех лет. Она пришла, два дня отучилась в школе приемных родителей и задумалась: а готова ли я? И хочу, и одновременно не хочу. Это ведь не просто прийти домой и принести ребенка, как буханку хлеба из магазина. Буханку разрежешь, да съешь. А что потом делать с ребенком? Придется играть, развивать и в садик водить. Посидела она и говорит: не возьму. Потом посидела еще три дня и говорит: возьму. Уровень страха снизился, и ей стало комфортно. Теперь она знает, что если что-то не получается — она приходит к психологу. Теперь она готова, она знает, что придется ждать - год, два. В тренинге они проживают ситуацию и получают жизненный опыт. Из школы они выходят с педагогическими, психологическими, медицинскими и юридическими знаниями.
- Вас потом благодарят?
- Конечно! Образно говоря, нас потом чуть ли не целовать хотят. И нам приятно, что люди осознают важность того, что мы делаем.
Беседовала Ольга Авдеева