Новости Республики Коми | Комиинформ
Интервью заместителя Главы Коми, министра финансов республики Вячеслава Гайзера газете «Молодёжь севера»
Интервью заместителя Главы Коми, министра финансов республики Вячеслава Гайзера газете «Молодёжь севера»
За два последних года стремительное восхождение Вячеслава Гайзера по служебной лестнице можно назвать беспрецедентным. Еще в начале 2002 года он возглавлял «Коми социальный банк», а затем, шаг за шагом, поднялся от первого заместителя министра финансов Коми до министра и в конце мая этого года - до заместителя Главы Республики Коми.
- Вячеслав Михайлович, совсем недавно вы заняли кресло заместителя Главы, освободившееся после ухода Алексея Кабина. В то же время вы остались министром финансов. Такого совмещения, если я не ошибаюсь, в правительстве Коми никогда не было. Чем оно вызвано?
- Прежде всего, хотел бы сказать добрые слова в адрес человека, который работал на этом месте до меня, - Алексея Кабина. Совместными усилиями нам удалось сделать многое в плане стабилизации финансово-кредитной системы республики. Думаю, когда Глава республики принимал решение о введении совмещенных постов, оно было продиктовано как раз тем, чтобы я продолжил эту работу. Министр финансов подчинялся заместителю Главы, который курировал это направление. И совмещение двух функций - это не простое соединение постов. Это, прежде всего, оптимизация работы и более эффективное управление финансовыми потоками. Кредитно-финансовая система - то же самое, что часовой механизм. Как только дало сбой одно звено - начинает барахлить вся система. А в результате - часы или останавливаются, или показывают неправильное время.
- А, может, ваше назначение связано с повышением внимания руководства Коми к бюджетно-финансовой ситуации? В последнее время стала звучать критика деятельности правительства именно в этой сфере. Недавно один известный в республике политик заявил, что все слова чиновников о стабилизации в сфере финансов и бюджета - не более чем пиаровский ход...
- Я не политик и никаким пиаром не занимаюсь. В экономике есть четкие критерии, позволяющие судить о финансовой состоятельности любого субъекта, и политику, которого вы имеете в виду, они тоже хорошо известны. Это восемь критериев оценки кредитоспособности и восемь показателей качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации. Установлены они соответствующими документами Минфина РФ. Тот же Минфин РФ ежеквартально проводит оценку кредитоспособности и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации и публикует ее результаты на сайте министерства.
По данным Минфина РФ, по состоянию на 1 января 2002 года республика не выполняла четыре критериальных показателя и имела отрицательную оценку кредитоспособности и качества управления бюджетом. На этом основании правительством республики был сделан вывод о кризисе в управлении бюджетом, намечены меры по его преодолению, изложенные затем в плане первоочередных действий. За два последних года мы приняли ряд мер по упорядочению межбюджетных отношений с федеральным центром, навели порядок в исполнении бюджета путем перевода всех получателей республиканского бюджета на казначейскую систему , разработали и реализовали новый порядок межбюджетных отношений между республикой и муниципальными образованиями, а также заключили договоры с крупными налогоплательщиками, преодолев тем самым тенденцию снижения поступлений в республиканский и местные бюджеты налога на прибыль. Благодаря всем этим перечисленным мерам на начало текущего года республика не имела ни одного показателя, не соответствующего нормативным значениям.
Пиар - это имидж, общественное мнение. В Минфине России верят только цифрам.
- Хорошо, давайте и мы пробежимся по цифрам. В начале этого года правительство провозгласило, что бюджет-2004 будет социальным. Между тем денег на решение экономических и социальных программ стало меньше, чем два-три года назад.
- Это не так. Доходы консолидированного бюджета республики в 2004 году, по сравнению с 2001-м, выросли почти на 13 %.
Расходы консолидированного бюджета Республики Коми были существенно переориентированы в пользу отраслей социальной сферы. Судите сами. Если по итогам исполнения бюджета в 2001 году расходы на культуру, образование, здравоохранение, социальную политику составляли 40% всех бюджетных расходов, то по плану 2004 года они составляют уже 61%.
Кроме того, напомню, что в бюджете-2004 появилось сразу несколько новых позиций. К примеру, впервые были предусмотрены средства на строительство жилья для переселения жителей Воркуты и Инты. Впервые были заложены субсидии на техническое перевооружение предприятий и организаций агропромышленного комплекса. Впервые предусмотрены расходы на компенсационные выплаты работникам, имеющим доход ниже прожиточного минимума на одного члена семьи, и работающим в учреждениях, финансируемых из бюджетов Республики Коми. Впервые предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных образований на реализацию федерального Закона «О ветеранах» в части оплаты жилья, коммунальных услуг, приобретения и доставки топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления. Впервые предусмотрены субвенции местным бюджетам на компенсацию расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг...
- Кстати, о коммуналке. Лидер республиканского отделения партии «Единая Россия» Анатолий Каракчиев довольно жестко заявляет, что жилищно-коммунальная отрасль республики накопила восемь миллиардов рублей долга, и «впервые в истории Коми целая жизнеобеспечивающая отрасль переживает банкротство»...
- Абсолютно верно. Отрасль де факто - банкрот. По состоянию на 1 декабря 2001 года кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства составляла 6,5 млрд. рублей, из нее просроченная - 5,5 млрд. рублей. На начало текущего года кредиторская задолженность организаций ЖКХ составила те же 6,5 млрд. рублей, но из нее просроченная - 4,3 млрд. рублей. Другими словами, отрасль стала банкротом не сегодня. Действующему правительству с большим трудом приходится вытаскивать отрасль из долговой ямы, в которой она находится в течение последних лет, и сокращение просроченной задолженности прошлых лет на 1,2 млрд. руб. - результат этих усилий.
- Еще один «конек» оппозиции - взаимоотношения республиканского бюджета с бюджетами городов и районов. Да, сегодня вы четко выполняете график выплат муниципалитетам средств госфинподдержки. Но ведь не секрет, что потребности городов и районов гораздо больше согласованных в Минфине сумм.
- Выделяемые бюджетные средства практически никогда не обеспечивали потребности муниципальных образований. Тут нужно разделять понятия. Потребности - это желания муниципалитетов, не ограниченные никакими рамками. Другое дело - нормативные расходы по предоставлению жителям гарантированного объема бюджетных услуг вне зависимости от того, на территории какого района или города республики они проживают. Этими нормативами, а не потребностями и руководствуется Министерство финансов Республики Коми при распределении объемов финансовой помощи. Существуют реалии жизни, есть полномочия республики и муниципалитетов, надо стремиться к тому, чтобы эти полномочия были подкреплены финансами.
Начиная с 2002 года правительство республики ежегодно принимает постановления «Об Основных направлениях бюджетной политики Республики Коми». В настоящее время завершена работа над постановлением правительства по указанному вопросу на 2005 год. Формирование бюджетов переводится на нормативные методы. Цель этих мер - сделать процесс взаимоотношений власти и муниципальных органов прозрачными, исключить в этом важнейшем вопросе всякие политические игры.
- Вы сами не раз говорили, что бюджет - это закон и, соответственно, должен четко и неукоснительно выполняться. Между тем появившиеся дополнительные доходы Глава РК без согласования с депутатами Госсовета щедро «раздаривает» сегодня, к примеру, образованию и культуре. И это при том, что некоторые статьи бюджета до сих пор профинансированы на 5-10%. Наверное, нужно сначала выполнить обязательства перед ними?
- В вашем вопросе содержится серьезное обвинение правительству в нарушении бюджетного законодательства республики и игнорировании депутатского корпуса. На самом деле, никаких нарушений бюджетного законодательства нет. Финансирование расходных статей бюджетов республики и муниципальных образований проводится в строгом соответствии с Бюджетным кодексом. К слову, начиная с 2003 года бюджетные проектировки и отчеты об исполнении республиканского бюджета проходят обязательный аудит Контрольно-счетной палаты республики. Причины недофинансирования в течение года отдельных расходных статей различны, и кроются они не в нехватке средств - сегодня их достаточно для того, чтобы обеспечить исполнение плановых бюджетных назначений. В некоторых случаях, например, Министерству финансов не представлены необходимые документы, дающие право на выделение бюджетных средств.
- Вячеслав Михайлович, объясните, наконец, сколько долгов у республики? Кто говорит 3-4 миллиарда, кто - десять...
- На момент смены правительства в начале 2002 года долгов у республики было 7,6 млрд. рублей, что составляло 53% от доходов консолидированного бюджета. На начало 2004 года соотношение кредиторской задолженности и доходов консолидированного бюджета сократилось до 50%. Не спорю, это тоже много, но, как говорится, скоро только сказка сказывается. У нас нет сегодня долгов по зарплате бюджетникам, в два раза снижена задолженность по зарплате во внебюджетной сфере, в три раза в самой проблемной - угольной - отрасли. Мы расплатились по долгами со всеми коммерческими банками, за исключением «UBS Warburg», расчеты с которым начались еще в 1994 году и завершатся только осенью 2005 года.
- А зачем тогда правительство вновь наращивает сегодня объем заемных средств путем выпуска ценных бумаг?
- Опять же, напомню: прежнее правительство имело заимствований в размере 30% от собственных доходов бюджета. На 1 апреля текущего года объем заимствований составлял всего 21% собственных доходов.
Да, республика собирается выпустить в этом году новый заем в сумме 1 миллиард рублей. Выпуск этого займа предусмотрен законом о республиканском бюджете на 2004 год. Вместе с тем, закон предусматривает расходы по погашению облигационного займа 2001 года в сумме 400 млн. рублей. Предусмотрено также погашение бюджетных ссуд в размере 242 млн. рублей. С учетом этого объем заимствований к концу года планируется на уровне 3 млрд. рублей, что составит 24% от собственных доходов бюджета. Все делается в рамках Бюджетного кодекса РФ, в котором записано, что предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.
Долговая политика правительства республики основана на принципе безусловного исполнения долговых обязательств и направлена на диверсификацию государственного долга на замещение краткосрочных коммерческих кредитов иными финансовыми инструментами, позволяющими снизить стоимость заемных средств, значительно увеличить сроки их привлечения и тем самым повысить ликвидность бюджета. Динамика структуры внутреннего долга за период с 1999 по 2003 год наглядно характеризует результаты этой политики. Удельный вес государственных ценных бумаг Республики Коми в структуре долга увеличился с 3% по состоянию на 1 января 2002 г. до 58% на начало 2004 года. При этом значительно сократился удельный вес коммерческих кредитов и займов, полученных в банках и коммерческих структурах, сократилась доля государственных гарантий и поручительств Республики Коми.
- Федеральный центр не перестает «радовать» регионы новыми идеями. Сегодня, говорят, всерьез рассматривается вопрос о введении внешнего управления в финансово несостоятельных регионах. Судя по вашему уверенному тону, нам это не грозит?
- Ни в коей мере. За последние два года управление бюджетом республики существенно улучшилось, кредитоспособность республики возросла и имеет положительную оценку. Это не означает, что в деле управления бюджетом нет недостатков. Но мы ушли от авралов. Идет планомерная и системная работа.
- Так все-таки, у нас есть кризис в финансовой сфере?
- У нас никакого кризиса нет. Расходы консолидированного бюджета республики в первом полугодии составили 8 млрд. 911 млн. рублей. Мы закончили полугодие с профицитом в размере 401 млн. рублей. Объем поступлений налога на прибыль за первое полугодие составил 1 млрд. 214 млн. Это в два раза больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. О каком кризисе вы говорите? Считаю, что мы переломили ситуацию. Положительная динамика налицо, и теперь важно наметившуюся тенденцию удержать. Те же, кто продолжают кричать о кризисе, наверное, просто не хотят признавать очевидное. Либо преследуют какие-то свои цели. Не зря говорят, что камни бросают в то дерево, которое плодоносит. Для того чтобы сбить плоды...
*** Вячеслав Михайлович Гайзер родился в Инте 28 декабря 1966 года. Окончил два факультета Московского экономико-статистического института по специальностям «Автоматизированные системы управления» и «Финансы и кредит». Работал в банковской сфере. С февраля 2002 - первый заместитель министра финансов Коми, с июля 2003 года - министр финансов и с июля 2004 - министр, заместитель Главы республики.