Новости Республики Коми | Комиинформ
Михаил Матвеев
В этом году Коми республиканскому Академическому театру драмы имени Виктора Савина исполняется 80 лет. О том, какие мероприятия запланированы в рамках юбилейных торжеств, в интервью агентству «Комиинформ» рассказал директор театра Михаил Матвеев.
-Михаил Николаевич, как идет подготовка к юбилейным мероприятиям?
-Мы не отказались от тех идей, от того стиля работы, который был заявлен в первой половине года — очень быстрое обновление репертуара. Нам многое удалось сделать за это время, и зритель обратил внимание на все наши усилия по расширению репертуара, а также необычному закрытию сезона, что стало значимым культурным событием в театральной жизни республики. Однако для того, чтобы говорить о каких-то крупных постановках, необходимы немалые средства, которых пока нет. Поэтому мы находим компромисс между нашими желаниями и возможностями. Тем не менее, уже к открытию сезона мы представим премьеру, спектакль по произведениям Антона Чехова, ставит его молодой, перспективный режиссер Юрий Попов, который родился в Сыктывкаре и имеет опыт работы в московских театрах.
Новый сезон будет праздничным, и то, что он юбилейный, будет ощущаться с первого дня открытия. Самым ударным месяцем для нас будет октябрь, потому что тогда мы будет отмечать 80-летие. Почти все спектакли в афише на октябрь начинаются со слова премьера: либо это совершенно новые постановки, либо это те премьеры, которые были показаны в конце сезона, но еще имеют право называться премьерными показами. Кроме спектакля по произведениям Чехова мы планируем представить на суд зрителей постановку на коми языке, это будет спектакль по пьесе Алексея Попова. Сейчас в работе находится два его произведения- «Чудь мыльк» и «Туналöм ордым», какое-то из них будет поставлено заново. Алексей Попов - это очень активный автор, с которым мы давно сотрудничаем, к тому же в этом году драматург отмечает 60-летие, поэтому мы бы хотели включить одну из его работ в наш репертуар.
-Вы не планируете пригласить на юбилейные торжества гостей из других регионов?
-Конечно, у нас есть такие планы. В частности, есть идея организовать гастроли коллективов из Удмуртии и Франции, но на сегодня все это находится на стадии переговоров. Если нам не удастся пригласить их в октябре, мы рассмотрим возможность их приезда в течение этого сезона. В октябре же мы планируем пригласить драматический театр имени М.Горького из Кудымкара. Этот коллектив очень высоко оценивается критиками и очень активно принимает участие в различных фестивалях. Театр представит как классические, так и современные спектакли на коми-пермяцком и русском языках.
В ноябре мы представим еще одну премьеру — это спектакль, поставленный по пьесе Любови Терентьевой «Птичка». Очень большая работа готовится к Новому году, это очень яркий, красивый детский спектакль. Пока название постановки я называть не буду, пусть это будет сюрпризом. Кроме того, еще одну постановку представит приглашенный режиссер из Пензы Михаил Гаврилов. Поскольку министр культуры Владимир Юрковский поставил перед нами задачу активно обновлять репертуар, мы принимаем конкретные шаги для того, чтобы его разнообразить, привнести разные стили и школы. Кроме того, мы даем очень широкие возможности режиссерам, поэтому приглашаем именно молодых. С другой стороны, у нас не так много средств, чтобы приглашать именитых режиссеров.
-Планируете ли вы гастроли в новом сезоне?
-У нас есть очень интересные идеи по собственным выездам. Уже сейчас мы планируем поездки по республике, в частности, есть намерение побывать в Ухте, Сосногорске, Вуктыле, Усинске, Воркуте. Также мы планируем принять участие в фестивале «Майатул» в Йошкар-Оле, на который приглашают театры, имющие в репертуаре спектакли на национальном языке или на национальную тематику.
-Как у вас сейчас обстоят дела с устранением недоделок, которые не успели исправить к открытию театра? Заработал ли наконец круг на сцене?
-При поддержке правительства мы делаем все для того, чтобы устранить технические недоделки, в первую очередь это касается пожарной безопасности. Что касается слухов о том, что якобы в театре все рушится и разваливается, я должен их развеять. Театр - это огромный комплекс площадью 7 тысяч квадратных метров, и, конечно, проблемы у нас есть. Здание строилось в короткие сроки и не без проблем, тем более завершение строительства пришлось на кризисный период, и те проектные решения, которые были заложены изначально, претерпели изменения. Не секрет, что шла минимизация расходов, следовательно, ряд работ не был выполнен до конца. Имеется естественный процесс усадки здания и начала его эксплуатации, но это рабочие моменты. Может быть, более серьезно можно говорить о том, что было не завершено в техническом оснащении. Это касается светового, звукового оформления. Мы надеемся, что правительство республики выделит нам необходимые средства на эти цели. Что касается состояния сцены, то круг и поворотное кольцо уже работают. Могу обнадежить наших актеров, что с началом сезона эти технические средства будут активно использоваться режиссерами при постановке спектаклей, что позволит действию разворачиваться в трех плоскостях. Эти новые возможности позволят нам по-новому оформлять сцену, в какой-то мере позволит сократить расходы на декорации и время на их перемещение, изменение мизансцен.
-Михаил Николаевич, в конце прошлого сезона у руководства театра были некоторые сомнения о том, останутся ли на работу в Сыктывкаре выпускники санкт-петербургской театральной академии. Этот вопрос прояснился?
-Ребята активно были включены в работу, ведь те постановки, которые мы показали в конце сезона, - яркий пример того, что театр заработал, что артисты начали играть. Конечно же, проблема любого репертуарного театра в том, что, имея большую труппу, не возможно в короткие сроки задействовать всех. Но перед нашей режиссерско-постановочной группой поставлена задача решить эту проблему — все актеры должны быть задействованы. Что касается обновления труппы и возвращения выпускников из Питера, то мы с нетерпением ждем их, некоторые из них уже приехали. Из 12 студентов о своем желании вернуться заявили 8 человек, остальные успели за годы учебы обзавестись семьями и решили остаться в Санкт-Петербурге. Со своей стороны лично я сделал все, чтобы их поддержать с дипломными спектаклями, это для творческого человека очень важно, потому что постановки получились интересные, яркие, их оценили зрители и критики. В конце сезона мы начали вводить студентов в репертуарные спектакли, кроме того, в новых постановках им тоже дается «зеленый свет». Я убежден, что ни в одном театре их не будут ждать так, как здесь. Самое главное, для них открывается широкий творческий простор, тем более, что молодежная труппа работает на двух языках.
Обучение студентов организовывало Министерство культуры Коми и, наверное, на то, что со студентами не были заключены договоры, повлияла специфика 90-х годов, когда те люди, которые учились за счет бюджетных средств, не имели никаких обязательств по отработке. Когда набирали ребят, никто не подумал о том, что их необходимо обязать отработать несколько лет в республике. Если подобный курс будет набираться в дальнейшем, этот момент, конечно, будет учтен.
Беседовала Анастасия Маркова