Новости Республики Коми | Комиинформ
Алексей Моисеев
В декабре 2009 года произошло слияние подразделений ГИБДД Эжвинского района и Сыктывкара. О том, что изменилось после реогранизации для сотрудников Госавтоинспекции и автолюбителей Сыктывкара и Эжвы рассказал "Комиинформу" руководителеь ГИБДД УВД по Сыктывкару Алексеей Моисеев.
- Алексей Николаевич, по какой причине произошло слияние, и насколько безболезненно прошло оно для автовладельцев?
- Отдел внутренних дел Эжвинского района был реорганизован в связи с организационно-штатными мероприятиями. В результате с 1 декабря 2009 года Эжвинское ГИБДД перешло в мое подчиненние, из-за чего произошла единственная кадровая перестановка - начальник ГИБДД Эжвинского отдела стал моим заместителем. Конечно, после слияния добавилось и проблем, и ответственности. В первую очередь мы должны были сделать так, чтобы реорганизация прошла как можно незаметней для автовладельцев. Ведь теперь жителям Эжвинского района приходится по многим юридическим вопросам обращаться в ГИБДД УВД по Сыктывкару по адресу: местечко Дырнос, 5. К примеру, для того, чтобы заменить водительское удостоверение. В первое время нам даже пришлось столкнуться с наплывом водителей, желающих заменить водительские удостоверения окончания срока действия. Для снижения очереди мы открыли дополнительные окна для приема документов, для обработки которых специалистам приходилось задерживаться на работе до восьми - девяти часов вечера. Но мы выдержали этот наплыв, сейчас очередей на замену водительских удостоверений уже нет. Правда, в связи с тем, что действие водительских удостоверений было продлено на полгода, в мае-июне мы ждем очередной "бум". Но опыт уже есть, поэтому мы к нему готовы.
- А где жители Эжвы сдают экзамены на получение права управления транспортными средствами?
- С 1 декабря 2009 года вся теоретическая экзаменационная деятельность, несмотря на то, что в Эжве функционируют три учебные организации, осуществляется в Сыктывкаре. Потому что здесь есть автоматизированный класс на 28 рабочих мест, который позволяет сдавать теоретический экзамен на компьютере. Это исключает не только коррупционную составляющую, но и возможность обвинить инспектора в необъективной оценке. Что касается практического экзамена, в первый раз мы проводим его для эжвинских групп на их территории. Но если кандидат в водители не справился с заданиями, второй раз сдавать экзамен ему приходится в Сыктывкаре. Однако сейчас мы изучаем возможность выделять дополнительно раз в месяц инспектора, который будет принимать экзамены в Эжве у тех, кто завалил их с первого раза.
- Как известно, с 1 ноября 2011 года прием практических экзаменов на получение водительских прав должен осуществляться только на автоматизированном автодроме. Готовы ли к этим переменам сыктывкарские автошколы?
- Действительно, с 1 ноября 2011 года вступит в силу новая методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, согласно которой практический экзамен должен осуществляться только на автоматизированном автодроме, с датчиками и записывающим оборудованием. И если сыктывкарские автошколы не предпримут необходимые меры по усовершенствованию, через полтора года мы столкнемся с тем, что в Сыктывкаре не останется ни одного автодрома. Потому как на данный момент ни один из них не соответствует требованиям новой методики проведения квалификационных экзаменов.
При этом стоит отметить, что некоторые меры принимаются уже сейчас. Так, две автошколы намерены построить автоматизированные автодромы к 2011 году. Мы уже ознакомились с их проектами, которые соответствуют новым требованиям.
- Скажите, а насколько "аварийным" оказался для города минувший год?
- В 2009 году в Сыктывкаре произошло 9 тысяч 31 ДТП, из них в 446 - с пострадавшими. За год на дорогах города погибло 17 человек, 569 участников дорожного движения получили травмы различной степени тяжести. Стоит отметить, что согласно анализу ДТП с пострадавшими, 366 случаев произошли по вине водителей. Среди самых распространенных причин аварий, произошедших по вине сидевших за рулем - несоблюдение очередности проезда (76 случая), нарушение правил проезда пешеходных переходов (80), неправильный выбор дистанции (37), несоблюдение безопасности маневра при движении задним ходом (17).
- Как часто жертвами ДТП становились пешеходы?
- В минувшем году в Сыктывкаре было зафиксировано 211 наездов на пешеходов. Из них 88 - произошли по вине самих пешеходов, причем 63 случая - из-за перехода проезжей части в неположенном месте, 13 - из-за движения на запрещающий сигнал светофора. Конечно, по сравнению с 2008 годом наметилось небольшое снижение ДТП с участием пешеходов. Отчасти повлияло ужесточение штрафных санкций для нарушителей. В частности, штраф за переход проезжей части в неустановленном для этого месте составляет 200 рублей. Наказание для водителя, не пропустившего пешехода на обозначенном пешеходном переходе, более сурово – штраф от 800 до 1000 рублей. Поэтому люди стараются лишний раз не перебегать дорогу где попало и культурнее проезжать пешеходные переходы.
Однако иногда приходится сталкиваться просто с вопиющими фактами, особенно поражает беспечность родителей, перевозящих через дорогу собственных детей. Нередко видишь, как молодая мама идет, разговаривая по телефону или с сигаретой в руках, подходит к дороге и, не смотря по сторонам, выталкивает коляску на дорогу. Даже если она и идет по пешеходному переходу, это не значит, что стоит забывать про безопасность. Необходимо посмотреть налево, направо, убедиться, что путь свободен, и уже только после этого начинать движение. В прошлом году при подобных обстоятельствах пострадал четрырехмесячный ребенок. ДТП произошло в местечке Лесозавод. Отец перевозил ребенка в коляске и, не убедившись в безопасном переходе, вышел на проезжую часть перед близко идущей автомашиной. Наезда избежать не удалось. В итоге малыш получил черепно-мозговую травму.
- Коль уж вы коснулись темы детского травматизма на дорогах, скажите, удалось ли сократить количество ДТП с участием несовершеннолетних?
- В 2009 году произошел рост количества дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети и подростки. Если в 2008 году таких ДТП было 67, то в этом - 73, в результате которых травмы различной степени тяжести получили 75 несовершеннолетних. Конечно, большинство таких аварий - 44 - произошли по вине водителей. Чаще всего несовершеннолетние получали травмы из-за невнимательности и халатности взрослых, которые не пропускали детей на пешеходных переходах и не использовали детские удерживающие устройства при их перевозке в автомобиле. Но нередко юные пешеходы попадают под колеса авто по собственной вине: пересекают дорогу вне пешеходного перехода или перед близко идущим транспортом. В минувшем году было зафиксировано 28 подобных случаев.
Конечно, цифры эти не радуют, поэтому мы будем принимать все возможные меры, чтобы снизить детский травматизм на дорогах. С этой целью в январе 2010 года уже прошло профилактическое мероприятие "Неделя безопасности".
Однако справится с проблемой детского травматизма на дорогах в одиночку Госавтоинспекция просто не в состоянии. Чтобы оградить детей от несчастных случаев на дороге, в первую очередь родители должны обучать детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте у них потребность быть дисциплинированным и внимательным на улице, осторожным и осмотрительным и при этом сами показывать пример строгого соблюдения правил. Ведь ребенок учится всему, беря пример с родителей. Но к сожалению, сейчас на улицах города нередко можно видеть такую картину: взрослые, держа за руку ребенка, перебегают дорогу в неположенных местах или на красный свет.
-Но кто же все-таки более злостные нарушители ПДД - автолюбители или пешеходы?
- Если взять статистику, то за нарушения правил дорожного движения к административной ответственности были привлечены 25 тысяч 501 пешеход. Всего же в 2009 году сотрудниками ГИБДД УВД по Сыктывкару было выявлено 106 тысяч 459 нарушений ПДД. В том числе 22 тысячи 935 нарушений скоростного режима, 2 070 выездов на полосу встречного движения, 1 511 фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения, 1 110 случаев езды без прав и 1 299 нарушений правил проезда железнодорожных переездов. В 1 978 случаях нарушения ПДД совершали водители автобусов.
- А подтверждается ли на практике расхожее мнение, что женщина за рулем - это потенциальная опасность?
- Сказать однозначно очень сложно, потому как на данный момент водителей-мужчин за рулем намного больше, чем женщин. Хотя парадокс: в учебных группах на получение водительских прав женщин, наоборот, больше, но после получения заветной корочки за руль садятся немногие. Те же дамы, которые ездят за рулем, если верить статистике, испытывают трудности с движением задним ходом. В целом же можно сказать, что женщины ездят более аккуратно. Но есть и такие, которые любого мужчину за пояс заткнут. Бывают факты, когда автоинспекторы останавливают авто, за рулем которого находится женщина, лишенная водительских прав или севшая за руль в состоянии опьянения.
- Не секрет, что многие улицы Сыктывкара работают на пределе пропускной способности. Какие меры принимались в 2009 году для оптимизации дорожного движения в городе и что планируется предпринять в этом?
- Оптимизация дорожного движения - вопрос очень наболевший. Госавтоинспекция совместно с администрацией МО ГО "Сыктывкар" постоянно принимает меры, чтобы "разгрузить" наиболее проблемные участки дорог, ликвидировать очаги аварийности. Для этого в минувшем году в Сыктывкаре производилась замена дорожных знаков и изменение их дислокации. К примеру, на перекрестке улиц Домны Каликовой -Кирова была установлена стрелка "Поворот направо", на перекрестке улиц Сысолское шоссе -Гаражная мы наоборот, убрали стрелку, чтобы можно было двигаться в два ряда. Кроме того, на некоторых участках менялась разметка, устанавливались искусственные неровности - так называемые "лежачие полицейские". А еще в 2009 году в Сыктывкаре появились четыре новых светофорных объекта.
Но с установкой одного из светофоров, который по многочисленным просьбам горожан появился возле ЦУМа, мы столкнулись с проблемой другого характера. Для удобства движения там установлен трехфазный светофор, однако большинство пешеходов игнорируют его сигналы и переходят дорогу на красный свет, не дожидаясь зеленого. Однако, думаю, это временное явление.
Что касается планов на 2010 год, очень бы хотелось установить перильные ограждения на участке улицы Интернациональная - от ЦУМа до городской администрации. Потому как начиная ближе к "Авалону" люди постоянно перебегают дорогу в неположенном месте, хотя там в достаточном количестве пешеходных переходов.
Также в феврале на улицах города должны появится дорожные знаки, запрещающие парковку транспорта с временным периодом с 20 до 6 или 8 утра. Таким образом нам удастся отчасти решить наболевшую проблему, когда припаркованные на ночь на обочинах дорог машины мешают снегоуборочной технике качественно очистить дороги, вследствие чего они постепенно сужаются, что провоцирует рост ДТП. Решение о вводе таких знаков было принято совместно с администрацией Сыктывкара, муниципалитет выделил необходимые средства для их установки. После того, как знаки "Парковка запрещена" установят на городских улицах, у нас появится право эвакуировать брошенный на обочинах транспорт на муниципальную охраняемую парковку.
Еще одно нововведение - знак "Парковка по четным и нечетным дням", разрешающий парковку на четной стороне улиц по четным дням, "освобождая" таким образом для уборки нечетную сторону и наоборот. Подобные знаки будут экспериментально установлены на улице Малышева, где отмечается очень сильное сужение проезжей части, особенно возле школы № 25. Впоследствии, если эксперимент окажется удачным, подобные знаки могут появится и на других улицах города.
Основная проблема Сыктывкара в том, что его инфраструктура не меняется давно, а количество транспорта растет с каждым годом. Только за 2009 год мы зарегистрировали 4 382 единицы транспортных средств. Общее количество зарегистрированного в Сыктывкаре транспорта составляет 67 тысяч 860 единиц.
- В связи с этим учитываются ли пожелания Госавтоинспекции по обустройству парковочных мест при разработке проектов многоэтажных торговых центов и офисных зданий?
- Да, учитываются. Но стоит отметить, что все нормативные требования, связанные с расчетом и размещением парковочных мест при обслуживании объектов различного назначения давно устарели, а нового ничего не вводится. Поэтому мы в меру своих возможностей прорабатываем эти вопросы с администрацией города и теми, кто хочет построить эти объекты, чтобы там были предусмотрены парковочные места. Не все конечно получается, но мы стараемся.
- В рамках реформы МВД, проводимой в соответствии с указом президента России Дмитрия Медведева "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации", грядет 20-процентное сокращение штата сотрудников ведомства. Насколько это коснется столичной Госавтоинспекции?
- Сложно предположить, насколько это коснется нашего подразделения, сколько именно людей я должен буду сократить. Сказать честно, сегодня я не готов жертвовать людьми. На данный момент в ГИБДД УВД по Сыктывкару 289 человек личного состава, при этом "некомплект" штата - семь человек. В среднем ежедневно в городе происходит 30 ДТП. Их должен кто-то оформлять, потом эту информацию обрабатывать, взыскивать штрафы и направлять информацию по злостным неплательщикам судебным приставам-исполнителям, совершать регистрационные действия. К примеру, если мы сократим число тех, кто отвечает за прием и выдачу документов, то это обязательно спровоцирует появление очередей и недовольство автовладельцев. Если сократим число инспекторов, принимающих экзамены на права, они меньше примут граждан. Поэтому снижение штата может светси на нет все меры, принимаемые для оптимизации нашей работы, главная задача которых - создать все условия, чтобы люди могли получать необходимые услуги без лишних проволочек.
Беседовала Александра Краснова