Новости Республики Коми | Комиинформ
Интервью заместителя директора научно-практического центра Союза пионерских организаций – Федерации детских организаций Ирины Фришман агентству «Комиинформ»
С 1 по 5 ноября в Сыктывкаре прошел Межрегиональный Форум детских объединений России и СНГ «Мы вместе!». В нем приняли участие более 100 лидеров детских и молодежных общественных объединений Республики Коми, России и СНГ (Нижегородская, Мурманская, Вологодская, Воронежская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Казахстан, 12 муниципальных образований Республики Коми). Молодежь обменялась опытом, обсудила вопросы развития детского движения России. В конференции приняла также участие заместитель директора научно-практического центра Союза пионерских организаций – Федерации детских организаций» (СПО-ФДО), доктор педагогических наук, профессор Ирина Фришман, которая дала эксклюзивное интервью агентству «Комиинформ».
- Ирина Игоревна, скажите, какие сегодня наблюдаются тенденции развития детского общественного движения в России?
- После сегодняшнего семинара, разбора законодательной базы и многих других вещей мы с ребятами и посмотрим, куда движемся. Но основная тенденция заключается в том, интересно ли самим ребятам то содержание, которое мы предлагаем. Очень важно, есть ли у государства возможность помочь таким ребятам, подразумевает ли оно такой путь развития. Вообще, в моих выступлениях я стараюсь донести детям, что любая тенденция нуждается в твоем осмыслении, потому что им в большей степени интересно то, что происходит именно в их объединении и любую тенденцию они будут видеть со своей колокольни.
- На ваш взгляд, чего не хватает детским общественным объединениям?
- Со своей стороны я могла бы сказать, что если не будет прописанной государственной поддержки, то все так и останется на уровне инициативы тех взрослых, кому это надо. Это первое.
Второе: проблема будет нарастать, если мы не начнем обучать кадры. Не в традиционном плане – собрали всех вожатых и отправили их на учебу. Нет. А в плане воспроизводства некой организационной системы, сети, когда и сами ребята обучают ровесников. Интерес большой, а кадров не хватает. И потом, нельзя забывать о специфике работы с детскими объединениями. Педагог должен понимать, что это не школа с уроками, а конкретный диалог с ребенком.
Третье – это позитивное отношение самих родителей. Одно дело, когда родитель имеет опыт общественной работы, а другое – когда говорит: «Какая тебе общественная активность? Ты двойку не исправил!», или «Где нам тебе денег на завтрак найти, а ты хочешь куда-то съездить?!». Мы же прекрасно понимаем, что основным спонсором участия ребенка в общественном объединении является родитель, именно от него в конечном счете зависит, поедет ли ребенок на то или иное мероприятие, примет ли в нем участие. Одной из целей моего приезда, кстати, является намерение показать, что подобные встречи возможны, вполне реальны. Ведь не всегда они организуются по двум причинам: ложной скромности, когда люди говорят «А что мы будем показывать, что у нас есть?», и экономической, потому что не всегда имеются партнеры, готовые всегда оказать помощь, хотя такие слеты не слишком уж затратны.
Поэтому очень хорошо, когда мамы и папы знают и одобряют то, чем занимается их ребенок, а самое главное не препятствуют его увлечению. Но еще раз повторюсь, что эти два пункта являются вторичными по отношению к господдержке. Как и в любые времена, на все нужны средства.
- Есть ли какое-то участие государства в решении вопросов детских и молодежных объединений?
- Если не ошибаюсь, последнее заседание по детским молодежным объединениям на федеральном уровне было в 2001 году. За последние 8 лет много что изменилось, и мы, общественная организация, не можем диктовать министерству образования, когда и как рассматривать наши вопросы. По большому счету, в министерстве их сегодня и рассматривать-то некому, потому что функции эти переданы недавно созданному комитету по делам молодежи Госдумы. На местах же сегодня происходит некая раздробленность, разобщенность. Кто-то называет общественные организации органами ученического самоуправления, кто-то считает, что они вообще не нужны, предпочитая поддерживать талантливых детей. Вобщем, сколько людей, столько и мнений, это ни хорошо, ни плохо. Но я думаю, если сегодняшняя конференция примет решение о поддержке детских объединений и пропишет его в своей резолюции, это станет еще одной каплей, которая будет подтачивать этот «камень».
- Вы много ездите по стране, встречаетесь с разными людьми, разрабатываете программы для самого знаменитого детского лагеря страны «Орленок». Наверно, сразу видите активных детей, и здесь, на конференции…
- Судите сами – неактивных здесь и не может быть, неактивные до сюда не доехали бы, ведь это нужно опять убеждать родителей, педагогов, искать деньги… Это ведь серьезно, везти делегацию через всю страну! Кому-то может быть еще обратно целый день добираться, а не сесть в автобус и через 15 минут быть дома! Но важно то, чтобы эта активность не осталась имитацией бурной деятельности – приехали, поговорили и разбежались до следующего форума. Активность должна быть внутренней. Каждый для себя отвечает на вопрос, почему он активен, что его мотивирует. Это и определяет стратегию его поведения.
- Согласно статистике, только 5-10 процентов детей страны, не исключением является и Республика Коми, сегодня входят в детские общественные организации. Не мало ли, как думаете?
- С одной стороны, это мизер, а с другой — кто их считал? Объясню сразу: я к цифрам отношусь скептически, потому что можно по-разному спросить и, соответственно, посчитать. Вот подойдете вы к ребенку на улице и спросите, является ли он членом общественной организации, он все что угодно ответит. Вопрос нужно ставить конкретно, например, выбери один из видов общественной активности, тогда и процент будет другим. Однако тоже не факт. А что такое 5-10 процентов? Главное, что такие дети вообще есть, ведь не каждый может заниматься общественной деятельностью точно также как и среди школьников не может быть 70 процентов отличников. Общественник всегда гиперактивен. У нас не все люди активны, не то, чтобы суперактивны, это не каждому присуще.
- Что вы можете сказать о наших ребятах?
- Целый день, который я провела с детьми из детских общественных объединений, показал, что потенциал у них есть, творческий, активный, а самое главное — разный, это очень радует. И выступления взрослых, которые рассказали о том, что происходит в Республике Коми, свидетельствуют о том, что рано или поздно в вашем регионе произойдут качественные изменения. То есть из того опыта, что есть сегодня в каждом движении, возникнет нечто интересное и более стабильно развивающееся. Сегодняшний день был важен и тем, что ребята поняли, что чтобы их серьезно воспринимали, необходимо научиться выступать, рассказывать о своих результатах. Думаю, у нас будет повод встретиться еще раз, но на другой конференции — детско-взрослой, когда докладчиками будут сами ребята.
- Какими вы видите детские молодежные объединения лет через 20?
- Думаю, они будут более устойчивы, займут свою нишу, ребята будут стараться объединяться по каким-либо идеям. Я очень не хотела бы, чтобы они действовали по чужой указке, все-таки у них есть свои цели и задачи. Также надеюсь, государство все же уделит нам больше внимания и найдет стабильных социальных партнеров, чтобы помочь активным детям продолжить их маленькое, но очень важное дело.
Беседовала Валентина Гончарова.