Новости Республики Коми | Комиинформ
Интервью руководителя Агентства Республики Коми по социальному развитию Константина Сажина агентству «Комиинформ»
8 июня страна отметила День социального работника. О проблемах и перспективах развития отрасли в интервью агентству «Комиинформ» рассказал руководитель республиканского Агентства по социальному развитию Константин Сажин.
- Константин Анатольевич, каково сегодня состояние отрасли и достаточно ли хорошо в республике работает система социальной защиты населения?
- Что касается отрасли в целом, то в нашем регионе была принята модель создания государственной системы соцзащиты, которая окончательно сформировалась в 2005-2006 году, когда эти полномочия от муниципалитетов были полностью переданы государству на республиканский уровень. Сегодня отрасль может предложить абсолютно все виды услуг, которые предусмотрены федеральным и республиканским законодательством, - как гарантированные, так и дополнительные.
Все, что касается поддержки льготников, инвалидов, ветеранов, детских пособий, помощи бедным семьям, то эта система отлажена и функционирует, и все жители республики, имеющие на это право, получают тот или иной вид поддержки. Да, конечно есть и обоснованные предложения от населения в части улучшения качества работы наших специалистов, и в этом направлении мы также работаем. Но в принципе, процедура предоставления государственной помощи не может быть простой, потому что речь идет о достаточно большом объеме бюджетных средств, направляемых на эти цели, и, кстати, в развитых странах эту помощь получить очень трудно. На мой взгляд, главный ключевой вопрос, который беспокоит сегодня многих – это не сложность процедуры предоставления госпомощи, а то, насколько справедливо эта помощь распределяется. И людей очень задевает и обижает, когда они видят, что граждане, которые не должны получать эту помощь, тем не менее, всякими обходными путями стараются обмануть государство и претендовать на нее. Мы стараемся пресекать такие попытки, однако в действующем законодательстве есть лазейки, которые позволяют обойти закон, особенно это касается людей, которые, работая у частных предпринимателей, могут получить любую справку о доходах. Другая сторона вопроса, что оказываемая государством помощь должна быть адекватной. Чтобы, получая ее, человек мог жить и развиваться.
- Какие еще проблемы стоят сегодня перед отраслью?
- Сегодня наиболее уязвимым, незащищенным звеном нашей системы является тот блок, который связан с социальным обслуживанием – это 77 учреждений по республике. По нашей оценке, требуется не менее 100 миллионов рублей на укрепление материально-технической базы и модернизацию действующей сети. Сегодня более 50 процентов зданий, в которых размещаются учреждения, что особенно характерно для сельской местности, имеют 100 процентный износ, 33 процента площадей имеют износ более 60 процентов. У нас недостаточно специализированного автотранспорта. А это все напрямую сказывается на качестве обслуживания населения.
Вместе с тем, в последние три года расходы бюджета отрасли по укреплению материально-технической базы растут. Если в 2005 году на эти цели было израсходовано 17 миллионов рублей, то уже на 2008 год на укрепление материально-технической базы направлено 43 миллиона рублей.
Перед нами стоит задача в течение нескольких лет значительно укрепить базу учреждений отрасли, что позволит в конечном итоге улучшить качество тех услуг, которые мы оказываем. Сами понимаете, если в реабилитационном центре стоят только какие-то старые столы, и нет никакого оборудования, то и ни о какой реабилитации того же инвалида речи быть не может.
Кроме того, сегодня мы не можем полностью удовлетворить спрос населения на некоторые услуги. То есть, что касается нестационарного обслуживания, когда социальные работники обслуживают пожилых или инвалидов на дому, то здесь мы удовлетворяем потребности населения почти на 100 процентов. Хуже ситуация обстоит со стационарными услугами. Мы лишь на 86 процентов закрываем существующий спрос, особенно в части стационаров психоневрологического профиля. На этот вид услуг у нас сформировалась очередь в 362 человека, а по закону мы обязаны предоставить эту услугу незамедлительно.
- С чем это связано?
- Это связано с тем, что та база, которая была создана несколько десятилетий назад, рассчитывалась из потребностей того времени, а сейчас ситуация сильно изменилась. Меняется демографическая ситуация, меняется возрастной состав населения. Если раньше и средний возраст был моложе, и нетрудоспособного населения было меньше, то сейчас обстановка в корне изменилась.
Кроме того, за последние 10-15 лет в стране сложилась система социального иждивенчества. И это при том, что в государстве закладываются механизмы рыночных отношений, и, по идее, должен был произойти перелом в сознании людей. И он происходит сейчас в головах 15-20- летних, а у остальных менталитет остался прежний, и социальное иждивенчество только усилилось. Это произошло в переломные тяжелые годы в период конца 80-х - первой половины 90-х, когда сложилась система, при которой целые социально-демографические группы были выбиты из активной жизни и фактически стали жить за счет соцзащиты и госпомощи. Сломать инерцию сложившегося в то время мышления теперь очень тяжело.
Помимо того, что сейчас существует проблема социального сиротства среди детей, есть еще и проблема социального сиротства среди инвалидов и пожилых людей, когда родственники отказываются за ними ухаживать, - и с этим тоже напрямую связана проблема очередности в стационарные учреждения.
Поэтому перед нами стоит задача или наращивать коечную сеть и открывать новые интернаты, или активно бороться с ситуацией социального сиротства, как например мы сейчас делаем в отношении социального сиротства детей, и у нас снижается количество устроенных в детские дома, ситуация с семейной политикой меняется. Поэтому, наверно, надо активизировать эту работу с пожилыми, возможно, создавать какую-то аналогичную систему, когда пожилых и инвалидов тоже будут брать под опеку или патронат.
- Следующий мой вопрос касается кадрового потенциала, как с этим вопросом в вашей отрасли?
-Сегодня в отрасли работает 6,5 тысяч человек. Большая часть из них – 5 тысяч 700 человек – это труженики, непосредственно занимающиеся обслуживанием населения – социальные работники и специалисты по социальной работе, которые работают в учреждениях, остальные – чиновники. В целом для отрасли характерен длительный трудовой стаж, есть люди, которые работают больше 20 лет. Те, кто попадает в нашу систему, или сразу уходят или остаются уже на очень длительный срок. Острого дефицита кадров, характерного для других, наша отрасль не испытывает.
Молодых специалистов по соцработе выпускает СГУ и больше половины из них приходит в отрасль. Кроме того, к нам устраиваются люди с медицинским, педагогическим образованием. По аппарату управления, можно сказать, острых проблем нет, что же касается неквалифицированных должностей, то текучесть кадров есть лишь в крупных городах, в сельской местности ситуация стабильная.
В то же время я не могу обойти такую проблему, как низкая заработная плата социальных работников на местах и в стационарных учреждениях, тех, кто непосредственно оказывает помощь людям и от кого требуется колоссальная отдача и физических, и моральных, и психологических сил. К сожалению, сегодня их зарплата напрямую зависит от тарифной сетки и, конечно, ничтожно мала. Ясно, что это положение нужно исправлять. Поэтому сейчас мы разрабатываем отраслевую систему оплаты труда, в которой будут продуманы и вопросы улучшения условий труда и повышения заработной платы. Сейчас эта программа проходит процессы согласования на уровне Правительства республики, и после ее принятия положение соцработников улучшится.
- Может ли Ваша отрасль развивать систему платных услуг и в перспективе самостоятельно зарабатывать, как скажем, сфера здравоохранения?
- Система платных услуг у нас есть, мы их оказываем. Но учреждение учреждению рознь. Например, социальный приют для детей или социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних никогда не будет зарабатывать, у него нет таких услуг. А вот центры социального обслуживания населения сегодня являются основным типом учреждений, оказывающих платные услуги. И особенно это востребовано и хорошо развивается в городах. Гораздо сложнее с этим в сельской местности, где отличается и менталитет, и база этих учреждений хуже, чем в городе, где есть хорошее оборудование. С другой стороны коммерциализироваться мы не собираемся, у нас другая задача. Связано это, в первую очередь, с тем, что целевые группы, которые получают социальные услуги – это люди небогатые.
Речь идет о возможности какого-то дополнительного приработка для учреждений, чтобы они могли улучшить условия своей работы. Кроме того, в текущем году планируется создать в отрасли первое автономное учреждение, что даст толчок к созданию негосударственного сектора социального обслуживания, приведет конкуренции и, следовательно, - к повышению качества обслуживания населения
- Константин Анатольевич, возглавляемое Вами ведомство называется Агентством Коми по социальному развитию, а не по соцзащите. И в нашем разговоре мы очень часто касались вопросов развития. Можно ли сегодня сказать, что уже осуществился переход от социальной защиты к социальному развитию?
- Я считаю, пока еще нет. Понимаете, функция социальной защиты, такая, как она сложилась, конечно, нами полностью осуществляется. Базовые меры соцподержки предоставляются. Здесь могут быть какие-то изменения, дополнения, могут увеличиться объемы, добавиться новые категории, но уже каких-то качественных преобразований здесь не происходит.
Говорить о том, что мы перешли от социальной защиты к социальному развитию, я считаю, еще рано, мы стоим только в начале этого пути. В отрасли разрабатываются первые элементы того, что я вкладываю в понятие «развитие» - это технология «От пособия к зарплате». Главная цель этого проекта - помочь человеку научиться самостоятельно зарабатывать, а не ждать постоянных подачек от государства. Понимаете, можно дать бедной семье денег, но гораздо важнее научить эту семью зарабатывать, и тем самым сократить количество бедных людей, решить проблему социального иждивенчества. Объем предоставляемой сегодня помощи позволяет физиологически выжить, есть масса примеров, когда в сельской местности люди целыми семьями живут только на различные виды госпомощи, плюс пенсии, и при этом не хотят работать. Но помощь должна оказываться так, чтобы человек не просто выживал, а развивался и обеспечивал себя сам. Такие задачи мы перед собой и ставим.
Кроме того, к вопросам «развития» относится и активное участие Агентства в нормотворческой деятельности, потому что действующее законодательство в области социальной политики еще несовершенно, а также участие в подготовке различных целевых, комплексных программ развития региона, таких, например как, «Концепция демографического развития Республики Коми до 2015 года».
Беседовала Ольга Репина.