Новости Республики Коми | Комиинформ
Интервью руководителя региональной медиа-группы Павла Кочанова агентству "Комиинформ"
В последний год вокруг одной из самых заметных фигур медиа-пространства Республики Коми стали появляться разнообразные слухи. Накануне 90-летия Коми печати Павел Кочанов в интервью агентству "Комиинформ" рассказал о своих проектах и какой видит региональную журналистику в третьем тысячелетии.
- Павел Владимирович, чем вы сейчас занимаетесь?
- Уже год работаю в Москве. Занимаюсь знакомым и любимым делом – проектами в сфере радио- и телевещания, а также так называемыми "ньюмедиа" проектами. Поскольку все находится в стадии разработки, говорить о законченной работе пока рано, но результаты несомненно будут слышны и видны.
При этом по-прежнему возглавляю Региональную медиа-группу, которая стабильно и динамично развивается в нашей республике.
- Хватает ли времени на те проекты в Коми, "отцом" которых вы являетесь?
- Республике Коми отдано огромное количество времени, сил, идей. Здесь я родился, здесь моя родина. Несмотря на то, что основная моя работа сейчас в Москве, я часто бываю в Сыктывкаре. Все проекты, которые мы начали реализовывать 10 лет назад, успешны. Каждый развивается в своем направлении. Растет сеть радиовещания "Европы плюс Коми", разработаны частоты в Усогорске, Вуктыле, в других населенных пунктах республики. Компания "МИР" - ведущий игрок на рынке комплексных информационно-рекламных решений и площадка для реализации идей в сфере современных медиа-носителей. Наш полиграфический проект – "Бизнес-журнал. Республика Коми" - преображается на глазах. "Навигатор-Коми" - первое межрегиональное рекламно-информационное издание, которое мы выпускаем совместно с кировчанами. И, безусловно, региональное приложение к "Комсомольской Правде". Это газета, которая по многим позициям лидирует и в России, и в Республике Коми.
А московский опыт помогает мне по-новому взглянуть на местные процессы. Главный акцент сейчас делается на "ньюмедиа". Если вы помните, вновь избранный Президент России Дмитрий Медведев дал самую высокую оценку медиа-ресурсу в Интернете и заявил, что за ним – будущее. Да и сама динамика последних трех лет красноречивей любых прогнозов. Рост объемов этого сегмента медиа-рынка - 70 процентов в год. Возможности интернета поистине безграничны, и мы будем активно их использовать. Напомню, "Европа плюс Коми" была первой из радиостанций, которая вышла в Интернет. Сегодня подтягиваются и другие, но я с гордостью могу сказать, что тут мы были первопроходцами. А проект компании "МИР" - портал KomiOnline.Ru - на сегодня один из самых популярных информационных интернет-ресурсов Коми.
Мы активно продолжаем развивать финно-угорский проект – FINUGOR.RU, начали размещать новости на национальных языках - марийском, коми, удмуртском. С 2003 года на базе FINUGOR.RU действует уникальная Финно-угорская электронная библиотека, которая открывает доступ всем желающим к редким книгам, уникальным рукописям на разных языках финно-угорской группы.
- Вижу, что Ваши проекты, что называется, "на волне". Как вы прокомментируете слухи о возможном вашем выходе из них?
- Вы знаете, я уже привык. Эти слухи с завидной регулярностью появляются в медиа-среде. И это вполне объяснимо. Мы представляем собой один из ведущих медиа-холдингов региона, и естественно, привлекаем к себе внимание, не всегда здоровое. Не скрою, что поступают и предложения о продаже. Но пока серьезно мы их не рассматриваем.
-За счет чего достигнуты такие зримые успехи?
- Вы обратили внимание, что я все время говорю МЫ. Хочу повторить один из проверенных временем "штампов": кадры решают все. Сообща, в команде и малые дела становятся большими. А мы за десятилетие работы собрали блестящую команду топ-менеджеров. В медиа это вообще самый дефицитный персонал. Это касается всей России. Мы стали одной из лучших кузниц кадров в Коми: наши вчерашние коллеги сегодня работают и в крупных коммерческих структурах, и в органах власти, и на федеральных каналах и информагентствах. Люди, вышедшие из нашей команды, востребованы везде. Вот и получается, что секрет успеха – в подборе команды и расстановке приоритетов. Время показывает, что они были выбраны правильно.
- А как вы пришли в журналистику?
- Оглядывая двадцатилетний опыт своей работы, признаю, что моя карьера была довольно последовательной. Начинал в студии кабельного телевидения "Видео-пресс Канал". Это было сразу после армии, в конце восьмидесятых. Мы транслировали собственные программы в столичном микрорайоне "Орбита". Моя работа касалась теле- и звукорежессуры. И это было вполне логично, потому что до армии я был звукооператором во дворце культуры "Металлист". Когда новобранцы уходили от "Металлиста" в армию, включал им "Прощание славянки". А когда пришло время самому стать солдатом, музыку мне включить было некому. Классически: сапожник без сапог. В 90-е был режиссером редакции молодежных программ ГТРК "Коми гор". Ну, а после жизнь заставила заниматься не только журналистикой, но и менеджментом. В 1996 году стоял у истоков создания первого в республике информагентства. Это во многом определил мою дальнейшую карьеру
- Вам чаще приходится сталкиваться с солидарностью в среде журналистов или с соперничеством?
- По моим наблюдениям, раньше цеховой солидарности было больше. Стоит только послушать старшее поколение пишущей братии. У них есть своя история, свои байки, легенды. Молодое поколение журналистов "братством" трудно назвать. Трудно объяснить, откуда появляется разрозненность в медийной среде. Возможно, в журналистику пришли новые люди, не связанные с профессией. Сыграло роль и то, что меньше стало проводиться встреч. Когда-то мы пытались создать медиа-кафе, провели пару встреч. Увы, теперь для этого нет даже подходящей площадки. Быть может, региональное отделение "МедиаСоюза", недавно зарегистрированное в республике, поможет решить эту проблему и послужит объединяющим началом для молодежи. Думаю, что в их разобщенности "виноваты" и конкурентные отношения. На мой взгляд, диалог уступил место нездоровому соперничеству. В связи с этим я снова и снова убеждаюсь в правильности выбранного нами принципа работы – никого не критиковать. Мы уважаем труд коллег и хотим, чтобы к нам относились так же.
- На ваш взгляд, журналистику по-прежнему можно именовать "четвертой властью"?
- Безусловно. По-прежнему информация – двигатель всего. "Кто владеет информацией - тот владеет миром" - теперь это высказывание Черчилля знает даже школьник. Приятно, что и бизнес-структуры республики в последнее время осознали, насколько важна для него информация. Бизнес озаботился нематериальными активами, а информация и выстраивание репутации – самые ценные из них. СМИ по-прежнему формирует общественное мнение. Кроме того, они могут оказать реальное влияние на власть. Ну, а об объединяющей роли информации я уж не говорю.
- Можно долго спорить о том, какую информацию ждет потребитель. СМИ формируют его взгляды, или заказ на "чернуху" исходит от него. Между тем негатив стал коньком большинства желтых изданий. На Ваш взгляд, все-таки какую информацию ждет потребитель?
- К сожалению, негатива действительно очень много. На мой взгляд, это неприемлемо. Ужасов хватает и в повседневной жизни. Если еще и с экранов и страниц СМИ на нормального человека обрушиваются маньяки, террористы, стихийные бедствия и конец света, - то впору опасаться за его психическое здоровье и будущее нации.
Еще один наш принцип – поставлять хорошие, добрые новости. Согласен, скандалы вызывают больший интерес, но они же и разрушают. Мое убеждение – людям нужен позитив.
- Что бы Вы пожелали коллегам по цеху накануне 90-летия Коми печати?
- О многих медийщиках республики можно сказать, что они поистине стали легендой нашей журналистики. К сожалению, в большинстве случаев это относится только к старшему поколению. Поэтому пожелал бы молодежи брать у старших коллег все то лучшее, чем славна журналистика Коми. Не теряться в суете работы и повседневных забот. Помнить друг о друге, пытаться делать что-то хорошее общими усилиями. Ну, и традиционно, - творческих побед!