Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью Уполномоченного по правам человека в Республике Коми Людмилы Завьяловой агентству «Комиинформ»

13 декабря 2007 года 10:6

10 декабря мировая общественность отметила Международный день прав человека. О задачах и специфике работы омбудсмена в интервью агентству «Комиинформ» рассказала Уполномоченный по правам человека в Республике Коми Людмила Завьялова, которая считает этот день главным праздником людей всех стран мира. «Государства для того и существуют, чтобы защищать права человека. Можно сказать, это должен быть второй по значимости праздник после Нового года», - начала она разговор.

Людмила Васильевна, должность Уполномоченного по правам человека в России появилась недавно. Есть ли различия в работе наших «омбудсменов» от их западных коллег?

Уполномоченные по правам человека на Западе и уполномоченные в России работают в абсолютно разных условиях. Там они работают в условиях стабильного законодательства, зрелого гражданского общества и достаточно высокого уровня политической культуры. У нас – нестабильное законодательство, отсутствие зрелого гражданского общества, низкий уровень политической культуры. Отсюда разный функционал для тех и других. У них – надзор за администрациями, приближение власти к людям, ускорение рассмотрения жалоб. У нас уполномоченный – первая инстанция, куда обращаются люди по всем возникшим проблемам.

Во главу угла – в том числе, по итогам встреч с людьми, изучения их проблем, запросов – мы ставим необходимость совершенствования законодательства. Это особенно важно при его нестабильности, как федерального, так и регионального.

  Каков штат Уполномоченного по правам человека в нашей республике?

У нас штат маленький. Крайне необходимы, как минимум, еще два юриста, хотя бы один человек на аналитику, пресс-служба нужна…

Законопроект, касающийся аппарата Уполномоченного по правам человека, мы обсудили с Главой Республики Коми, который понимает наши проблемы. Поэтому все наши предложения, внесенные в бюджет Республики Коми на следующий год, были приняты.

С какими проблемами чаще всего обращаются жители Коми в адрес Уполномоченного по правам человека?

Всего за этот год к нам поступило 522 обращения. Сейчас только у меня на контроле находится 28 дел. За мной традиционно остаются солдатские дела – случаи убийств, оставления части, так называемые случаи дедовщины, нарушения в работе призывных комиссий.

Анализ же в целом показывает, что на первом месте по количеству обращений находятся письма из колоний, СИЗО, в которых авторы жалуются на ошибки в проведении уголовно-процессуальных действий, допущенных с их точки зрения. Очень много жалоб на решения судов, что лежит вне поля нашей компетенции. Но, когда к нам попадают копии судебных решений, мы их анализируем. И этот анализ очень грустный. Вот сейчас я буду готовить письмо председателю Верховного суда Республики Коми по поводу качества принятых судебных решений. Всего обращения по этой категории составляют примерно 36 процентов от общего количества поступивших заявлений.

На втором месте находятся обращения по жилью – тут и переселение, и ветхое и аварийное жилье, жилье для льготных категорий населения. Обращения по жилью связаны с введением нового Жилищного кодекса. С моей точки зрения, этот документ был принят против воли народа, его принятие серьезно лоббировалось в Государственной Думе. Надо этот кодекс общими усилиями менять. Кстати сказать, этот процесс уже пошел, кое-какие нормы изменены.

Много обращений и по 122-му закону, регулирующему предоставление льгот. До сих пор не решен вопрос по пенсионерам-бюджетникам, которые живут в сельской местности. Имеются в виду учителя и врачи, которые раньше пользовались своими квартирами бесплатно. Сейчас они обязаны оплачивать это жилье из пенсии, которая составляет 2500-3000 тысячи рублей. Это, я считаю, им удавку какую-то на себя вручили. По работающим бюджетникам Госсовет Коми уже решил вопрос, а пенсионеры остались в стороне.

Лекарственное обеспечение – еще одна причина для обращений. Тут я могу сделать только один вывод: нет у нас бесплатного лекарственного обеспечения. Сейчас мы обдумываем формат встреч с соответствующими структурами, которые должны за это отвечать. Они нам говорят, что у них проблем нет. А люди между тем отказываются от соцпакета, Пенсионный фонд и его филиалы завалены дополнительной работой, оформляя эти отказы. А все потому, что лекарства бесплатно получить практически невозможно. Сейчас мы изучаем природу пресловутых 45 дней, по истечении которых с момента передачи в аптеку рецепта он должен обновиться, потому что, как правило, за эти 45 дней лекарство в аптеку не поступает.

Далее у нас идут обращения по невыплате заработной платы. В основном, это происходит на предприятиях-банкротах.

Какова география обращений?

Больше всего обращений поступает из Сыктывкара, Ухты, Воркуты, Печоры, Княжпогостского и Усть-Вымского районов. Из Усть-Цилемского района у нас только одно обращение было. Отчасти увеличение потока обращений связано с работой наших общественных представителей, которые в октябре получили удостоверения. Они ведут приемы, советуют – что делать в той или иной ситуации. Всего в республике их 35 человек. Особенно активны у нас Валерий Левшов из Воркуты, Валентина Ануфриева из Ижмы, Александр Осипов из Сыктывдинского района.

В рамках соответствующего соглашения наши представители принимают людей в общественных приемных Главы республики.

Есть ли какая-то специфика жалоб, поступающих уполномоченному по правам человека в Коми?

Обращения, которые поступают к нам, типичны для всей России. Пожалуй, специфичен только объем обращений от людей, содержащихся в колониях и СИЗО. Но это неудивительно: у нас 29 колоний; для сравнения, в Московской области их всего 4.

Какие меры может принять Уполномоченный по правам человека в защиту прав людей?

Уполномоченный имеет право подписать заключение – вот самый «страшный» документ, который может выйти из-под его пера. Заключение содержит указание на необходимость скорейшего изменения ситуации, связанной с грубым нарушением федерального или регионального законодательства. Одно такое заключение в уходящем году было подписано – в адрес Министерства образования Коми, связано это было с нарушением при распределении жилья.

Поскольку это было первое заключение, которое я подписала, хочу сказать, что люди, получившие его, не очень четко понимают ответственность, которая на них возлагается. Чтобы довести до конца реализацию требований, содержащихся в заключении, я вынуждена была направить его в прокуратуру республики. На основании проведенной прокуратурой проверки было вынесено представление в Минобраз. Теперь, надеюсь, все точки над i будут расставлены, все требования нашего заключения будут исполнены.

На настоящий момент есть несколько ситуаций, которые требуют подписания заключений, но я пока этого не делаю, так как не люблю плодить документы, которые не имеют результатов. По одному отработаем, тогда я подпишу следующее заключение.

Решая проблемы людей, удается ли Вам найти общий язык с чиновниками?

С одной стороны, работать мне легко, так как я всех знаю, и меня все в республике знают. С другой стороны, осложняет работу то обстоятельство,  что среди чиновников много моих бывших студентов, и мне приходится их убеждать, что не стоит доводить решение проблемы до уровня вынесения заключения уполномоченного по правам человека. Я говорю им: давайте будем вовремя реагировать на мои предписания и ответственно исполнять свои функциональные обязанности. Пока что это срабатывает. Какие-то проблемы удается по телефону решить.

Вы приступили к работе омбудсмена  весной этого года. Как Вы оцениваете свою работу и работу Ваших сотрудников за прошедшее с момента назначения время?

Оцениваю нормально, но не на «отлично». Очень много времени отняли организационные мероприятия. Готовили новый список общественных представителей, новое положения, по которым будем работать. Оформляли документы на здание, которое находится в нашем оперативном управлении.

Обидно, что наши дела мы решаем иногда очень долго. Мы ведь работаем по нашему региональному закону, который предусматривает направление ответа обратившемуся (окончательного или промежуточного) в течение 10 дней. Для чиновников из других госструктур обозначен срок 30 дней. Таким образом, мы, делая запрос в государственный орган или муниципальное образование, или в любое другое учреждение, не можем требовать ответа на запрос ранее 30 дней. Сегодня я списала в архив дело, которым мы занимались с мая, а также другое дело, которое вели со 2 октября. Одно радует - они были положительно разрешены.

Наверняка, и Вам, и Вашим подчиненным приходится пропускать многие проблемы жителей Коми через себя…

Да, меня журналисты спрашивали: есть ли проблемы в республике, о которых я не слышала. Так вот, таких проблем не было и нет. Все проблемы республики знаю, можно сказать, и в ретроспективе, и в перспективе, потому что часто езжу по районам и встречаюсь с людьми. В дальнейшем планирую еще больше активизировать эту работу.

Беседовал Юрий Попов