Новости Республики Коми | Комиинформ
Интервью генерального директора межрегиональной компании "Белкомур" Эльмана Худазарова
В какой стадии находится сейчас процесс строительства стальной магистрали, которая соединит три региона – Архангельскую область, Республику Коми и Пермский край? Об этом корреспонденту газеты «Республика» рассказал генеральный директор ОАО «МК «Белкомур» Эльман Худазаров.
– Эльман Асланович, «Белкомур» можно назвать и стройкой века, и долгостроем. Сейчас наконец-то при поддержке правительства республики и властей других регионов, по территории которых пройдет эта магистраль, проект получил новое развитие. Что уже сделано?
– В конце прошлого года по инициативе руководства трех регионов родилась идея реанимировать проект «Белкомур» несколько в ином качестве. А именно – рассмотреть комплексную программу промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области. Эта программа должна включать в себя новые промышленные проекты на территории Коми и Пермского края и два инфраструктурных проекта: железнодорожную магистраль «Белкомур» и новый глубоководный район Архангельского морского порта. Упомянутая программа, как вы понимаете, рассматривает перспективу развития регионов-партнеров шире, но название «Белкомур», ставшее уже известным в мире брэндом, сохранили.
– Что в первую очередь предусматривает комплексная программа?
– В нашей республике она подразумевает развитие таких промышленных узлов, как, в частности, проект «Ярегаруда», где планируется ежегодная добыча 650 тысяч тонн сырой нефтенасыщенной титановой руды и ее дальнейшая переработка до получения конечных товарных продуктов. Еще один известный промышленный узел объединяет дальнейшее наращивание добычи бокситов и строительство глиноземного завода. Идет речь также о развитии переработки леса, в том числе о сооружении крупных производств в Удорском и Троицко-Печорском районах. Еще одно направление – модернизация угледобывающих предприятий заполярной кочегарки и строительство шахты «Воркута». Возможна и реализация иных проектов, которые сейчас получают развитие на нашей территории. Среди них – широкомасштабная программа расширения производства в ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК».
В Пермском крае по данной программе намечено развитие Березниковско-Соликамского промузла, в состав которого входят ОАО «Уралкалий», «Сильвинит» и другие крупные предприятия.
Для наиболее эффективной реализации этих проектов необходимо создание системы транспортной логистики – более экономичной и предпочтительной, чем существующая схема. Для предприятий Пермского края прежде всего требуются выходы к портам – Архангельскому, Мурманскому и другим европейским портам. Поэтому руководители трех регионов и пришли к выводу о продолжении строительства железной дороги «Белкомур» с некоторыми коррективами на южных ее участках. То есть магистраль пойдет не на Пермь, как планировалось ранее, а на Соликамск. Маршрут будущей трассы сегодня выглядит таким образом: Соликамск – Гайны – Сыктывкар – Карпогоры – Архангельск.
С комплексной программой развития трех регионов их правительства вышли на Министерство экономического развития и торговли России с целью подачи в дальнейшем заявки на получение господдержки из средств Инвестиционного фонда РФ. В июне в рамках проведения XI Петербургского экономического форума программа «Белкомур» была представлена в числе других проектов общегосударственного значения, то есть проектов Инвестиционного фонда России. И, как уже сообщала ваша газета, по итогам презентации проекта на форуме главы трех регионов подписали меморандум. В документе продекларировано активное желание сторон осуществить намеченную программу. Инструмент для этого – совместная структура, созданная в Москве, задача которой – инициация, подготовка и подача заявки в Минэкономразвития РФ и дальнейшее представление интересов по данному проекту на инвестиционной и госкомиссии, которым предстоит принять решение о выделении средств федеральной поддержки.
Сейчас вышеназванная структура уже действует. Это межрегиональная инвестиционная компания «Северо-Запад – Прикамье», учредители которой – три региона на основе частно-государственного сотрудничества. Ее уставный капитал планируется в размере 150 миллионов рублей. Каждая территория представлена в данной компании на пятьдесят процентов государством и еще на пятьдесят – частным капиталом. То есть теми структурами, которые заинтересованы в целом в реализации проекта «Белкомур» и расширении Архангельского порта.
– И что последовало дальше?
– В июне началась активная работа с проектно-исследовательской структурой – советом по изучению производительных сил (СОПС) при Минэкономразвития России. Цель – подготовка документов и формирование заявки для Инвестфонда РФ. Заказчиком выступает уже упомянутая компания «Северо-Запад – Прикамье», а генподрядчиком – СОПС, который привлекает в качестве субподрядчиков организации, давно работающие с «Белкомуром»: «Ленгипротранс», «Уралгипро-транс» и другие. Сроки установлены довольно сжатые – до 1 ноября заявка должна быть сформирована и подана, уже пройдя ведомственные органы, для рассмотрения в Минэкономразвития РФ. В заявке будет идти речь о выделении средств господдержки из Инвестиционного фонда России на осуществление первого этапа – проектирования.
В связи с тем что изменилась трасса железной дороги, ряд документов попросту устарел, а главное – рассматривается уже не отдельный проект строительства железнодорожной магистрали, а комплексная программа, требуется подготовка нового инвестобоснования. Ориентировочная стоимость проекта комплексной программы в целом будет составлять примерно 300 миллиардов рублей. Из них на сооружение трассы уйдет около 75 миллиардов, а для обустройства нового глубоководного района Архангельского морского порта понадобится 40-45 миллиардов рублей. Мы запрашиваем из Инвестфонда страны средства на проектирование и строительство железной дороги (75 миллиардов) и частично – в пределах 15 миллиардов – для расширения акватории Архангельского порта. Это и будет вклад государства. Остальная сумма – вклад частного капитала в строительство промышленных узлов, предприятий. Государство таким образом возьмет на себя именно создание и финансирование транспортной инфраструктуры для того, чтобы новые промузлы смогли работать в эффективном режиме.
Добавлю, что комплексная программа предусматривает не только промышленное развитие территорий, но и социальное. Понятно, что «Белкомур» станет не только технологической магистралью. Ввод ее в действие сопряжен с развитием производительных сил Коми, Пермского края и Архангельской области, созданием новых рабочих мест. Только на нашей территории планируется создание до десяти тысяч рабочих мест. В том числе и в сельских районах, население которых страдает от безработицы.
– Как привлекаются потенциальные инвесторы проекта?
– Очередная презентация проекта состоится 23 сентября на Сочинском экономическом форуме, где нам отводится солидное место в экспозиции проектов Инвестиционного фонда РФ. Поясню, что особенное внимание к проекту привлекло его представление на XI Петербургском экономическом форуме. Весомым был и полученный эффект. Однозначно в поддержку проекта высказались руководители Минтранса РФ. Вообще с форума мы привезли целый пакет предложений от различных заинтересованных лиц. Даже представителей Казахстана привлекла перспектива строительства «Белкомура».
– А чем, по-вашему, объясняется позиция губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова, который на упомянутой презентации на экономическом форуме в городе на Неве будто бы высказался против строительства магистрали?
– Эту информацию в СМИ слегка «передернули». На самом деле Юрий Евдокимов не возражал, а лишь высказал свое мнение о том, что конечной точкой железной дороги должен стать не Архангельск, а Мурманск. То есть ее следует продолжить. И для этого есть все предпосылки. С одной стороны, это даст выход на Финляндию и далее – на Норвегию, к порту Нарвик, а с другой стороны – откроется путь на Кольский полуостров. В итоге охватываются сразу три морских порта: Архангельский, Мурманский и норвежский Нарвик. На первый взгляд может возникнуть некая конкуренция. Однако каждый из этих крупных портов специализируется на определенных грузах. Исходя из этих соображений нельзя утверждать, что мурманский губернатор – противник строительства «Белкомура». Дальнейшие переговоры это показали.
– Меня поразила активность, с какой члены финской делегации лоббировали проект «Белкомур» на его блестящей презентации в апреле в рамках III Северного социально-экологического конгресса. Да и позже, на форуме «Баренц Линк», прошедшем в середине мая в Суоми, Глава Коми Владимир Торлопов, представлявший проект, получил полную поддержку…
– Вы правы, финны очень активно лоббируют наш проект. И добиваются от Еврокомиссии включения его в строящуюся международную транспортную магистраль «Баренц Линк». Что это означает для нас? Откроется грузовой коридор Восток – Запад в направлении Оулу – Архангельск – Сыктывкар. И финны прекрасно понимают, что после осуществления данного проекта Оулу станет территорией-миллионером. Поскольку все грузовые потоки пойдут через этот регион. Добавлю, что в Карелии уже сдан во временную эксплуатацию участок железной дороги Ледмозеро – Кочкома, который практически обеспечил возможность движения грузовых и пассажирских поездов от финских портов Ботнического залива до Белого моря.
– Как относится руководство ОАО «Российские железные дороги» к обновленному проекту? В свое время железнодорожники видели в инициаторах строительства «Белкомура» своих конкурентов…
– Сегодня мы говорим о том, что никто и не рассчитывает на те грузопотоки, которые перевозятся по существующим железным дорогам. Речь идет только о новых, о той промышленности, которая будет развиваться вокруг трассы «Белкомур». Поэтому отношение РЖД к данному проекту резко изменилось. Сейчас руководители этого ведомства не просто выразили поддержку, а включили новые участки нашей магистрали в стратегию развития железнодорожного транспорта на 2008-2030 годы, которую осенью будут представлять правительству.
И самое главное – руководство РЖД готово заключить соглашение с тремя регионами о совместной реализации данного проекта. Это, пожалуй, первый прецедент, когда крупнейшая государственная компания заключает соглашение с субъектами Федерации о выполнении стратегического проекта. При том, что у РЖД есть своя инвестиционная программа – до сорока миллиардов рублей в год. Поясню, что проект упомянутого документа уже подготовлен, согласован со всеми сторонами. Предполагаю, что примерно в третьей декаде августа соглашение будет подписано. А в нем уже обговорено участие железнодорожников в данном проекте. РЖД входит еще одним соучредителем в компанию-инициатор – межрегиональную структуру «Северо-Запад – Прикамье». И в процессе подготовки заявки в Инвестфонд РФ эксперты РЖД окажут необходимую консультационную, техническую и иную помощь. А в дальнейшем при реализации проекта РЖД будет участвовать в модернизации и реконструкции действующих участков, сопряженных с трассой «Белкомур»: Архангельск – Карпогоры – Вендинга, Микунь – Сыктывкар.
– Эльман Асланович, какова вероятность, что Инвестиционный фонд РФ примет заявку на реализацию комплексной программы развития регионов под известным брэндом «Белкомур»?
– Вначале замечу, что на всех территориях, по которым проляжет магистраль, мы ощущаем огромную поддержку. Очень многие люди в Коми, Архангельской области и Пермском крае отдали немало сил и времени подготовке проекта «Белкомур». Руководители, к примеру, Беломорья просто горят желанием продолжать строительство магистрали. При такой ситуации, когда нас торопит даже Минэкономразвития России, считаю, что вероятность реализации данного проекта очень высока. Он должен состояться – в этом убеждены все, кто имеет отношение к разрабатываемой комплексной программе развития регионов. Повторяю, шансы, что нашу заявку одобрят в Инвестфонде, очень велики.
– Если все сложится удачно, когда возобновится сооружение магистрали, каковы сроки окончания ее строительства?
– Если в нынешнем году соответствующие решения на федеральном уровне будут приняты, то год-полтора уйдет на проектные работы. Значит, строительство новых участков дороги продолжится в 2009 году. И примерно через пять лет после этого по новой трассе пойдут первые составы.
Беседовал Сергей СЕВРУК, газета Республика.