Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью главы администрации Троицко-Печорского района Коми Виталия Широтова агентству «Комиинформ»

19 июня 2007 года 15:34

Троицко-Печорский район по-своему уникален среди остальных муниципалитетов Коми. Он один из самых больших по площади  в регионе. Здесь сосредоточены огромные природные богатства: минеральные ресурсы, лесные массивы, живописная природа. О том, как всем этим можно воспользоваться, как сейчас развивается район, его проблемах, путях развития и перспективах в интервью агентству «Комиинформ» главы администрации муниципального образования «Троицко-Печорский район» Виталия Широтова.

Виталий Валентинович, какие основные направления развития экономики района считаете приоритетными?

Во-первых, надо исходить из того, что равных нашему району территорий по запасам леса нет не только в Коми, но во всем Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации. Поэтому главное для нас - развитие лесной отрасли. Второе направление - туризм.  После развала крупных лесозаготовительных и строительных предприятий ставку сделали на развитие малого предпринимательства. Кроме того, приоритетным считаем газификацию территории района.

Как сегодня развивается лесная отрасль в Троицко-Печорском районе? Какие проблемы существуют и как они решаются?

Как я уже сказал, по вполне объяснимым причинам лесная отрасль является основной в экономике района. Конечно, существуют большие трудности. Сейчас лесная отрасль возрождается после трудного периода 1990-х годов, но главным образом за счет иностранных компаний – итальянских, турецких, которые имеют достаточный запас финансовых ресурсов. Они сегодня более успешно наращивают объемы, развивают и модернизируют производство. Мы надеемся, что отечественные производители пойдут таким же путем. Не зря в недавней встрече с первым вице-премьером Правительства России Сергеем Ивановым поднимался вопрос о том, чтобы наши производители заменили иностранный ресурс в лесной отрасли. Получается так, что итальянские компании готовят в России полуфабрикат, вывозят, а затем из них делают мебель и завозят в Россию.

Есть и другая проблема. В настоящее время в лесной отрасли работают мелкие и средние предприятия с частной формой собственности. А ведь они могут в любой момент приостановить, прекратить деятельность или же вовсе обанкротиться. Эта нестабильность расхолаживает людей, они не привыкли к сезонной работе.

Но самая главная наша проблема в том, что сейчас основные лесные массивы находятся в труднодоступных местах. Те предприятия, которые работали в советское время на территории района, брали древесину поблизости. Сегодня нужно идти дальше и осваивать нетронутые леса. А это, в свою очередь, требует развития инфраструктуры, прежде всего строительства дорог. С другой стороны, у леса есть возраст, он стареет. И сейчас крайне важно успеть им воспользоваться. Иначе он попросту сгниет и никакой пользы от этого, в том числе экономической, не будет.

Какие-то конкретные проекты в лесной отрасли существуют?

Конечно, проекты разрабатываются и есть кое-какие результаты. В частности, подписано соглашение между Правительством Коми и «Национальной лесной компанией» из Санкт-Петербурга об освоении участков лесного фонда района на правобережье реки Илыч объемом 500 тысяч кубометров в год. Это проект, который предполагает глубокую переработку древесины на месте. Обсуждаются разные варианты его реализации. Но реальность проекта заключается в том, что он предполагает поэтапное строительство комплекса предприятий. Это лесопиление, производство плит для мебельной промышленности, производство конструкций для деревянного домостроения. В конечном итоге может быть воплощена в жизнь и идея картонного комбината. Компания будет обеспечена достаточным количеством сырья, хотя расчеты говорят, что для его загрузки необходимо порядка одного миллиона 700 тысяч кубометров балансовой древесины в год.

Вполне естественно, что, имея такие богатые лесные массивы на территории района, Вы, как руководитель, выступаете за более интенсивное развитие лесоперерабатывающей отрасли. Но ведь природные богатства можно использовать и другим способом. К примеру, развивая туризм.

Да, у нас очень живописные места, которые интересны туристам. На территории района расположен самый крупный на территории Европы биосферный заповедник – Печоро-Илычский, первая в мире лосеферма, есть экологические тропы, известные во всем мире горные маршруты, знаменитые каменные столбы. Интересны для приезжих пороги на реке Унья, предгорные ландшафты прежде всего - скалы реки Унья. Водные маршруты по рекам Сойва, Мылва, Илыч, Печора. Но это пока неорганизованный туризм.

Но все же мы этим вопросом стали заниматься. В нынешнем году на совете муниципального района приняли программу развития туризма в районе, которая предполагает поэтапное развитие инфраструктуры, подготовку кадров, создание базы, выход на туристические компании, представление турпродукта потенциальным партнерам. Определили минимальное его финансирование. Выделили средства на рекламную продукцию, обустройство стоянок, приобретение инвентаря - 700 тысяч рублей. Это незначительная сумма, но, тем не менее, что-то уже имеем.

Буквально недавно наши представители вернулись из Москвы с ярмарки турпродуктов. Они сопоставили там наши возможности. Конечно, мы в этом отношении далеко отстали и потребуются значительные финансовые вливания в эту отрасль, поиск инвесторов. Этим мы сейчас и занимаемся. Уже начали готовить кадры. По крайней мере, движение в этом направлении есть. В этом году принимаем детскую группу из США - официально с программой и маршрутом.

Самое для нас важное, что есть люди, которые заинтересованы в развитии туризма как с точки зрения бизнеса, так и воплощения идей в жизнь. Мы их отправляли в Финляндию для ознакомления с организацией туризма, и они были удивлены тем, насколько разнообразны предложения туристических фирм. Мы активно работаем с Минэкономразвития Коми по разработке долгосрочных программ в данной отрасли. С помощью Сыктывкарского государственного университета разработана наша программа развития туризма, о которой я уже говорил. В прошлом году на базе администрации района состоялся республиканский семинар развития сельского туризма.

Безусловно, туризм нужно развивать. Ведь это в свою очередь повлечет развитие гостиничной сферы, торговли, транспорта. Тут же станет востребованной продукция народных ремесел. Конечно, это значительная подпитка экономике муниципалитета. Особенно на тех территориях, где нет промышленных предприятий. Но все же туризм – не главное. Это сезонное явление. Есть любители попутешествовать и зимой, но их единицы. Основная же масса туристов активизируется летом. А оно в республике короткое. Поэтому, туризм может быть дополнением экономики Троицко-Печорского района, а лесная отрасль – основой ее частью.

Для того, чтобы экономика работала на всю свою потенциальную мощность, нужна соответствующая инфраструктура. Как с этим обстоят дела в районе? В частности с дорогами?

Это самый больной вопрос для района. По-моему, на несколько лет вперед данная проблема так и будет оставаться для Троицко-Печорского района. Из всех дорог протяженностью более 700 километров у нас под асфальтовым покрытием чуть более 150 километров. Остальные же дороги гравийные и грунтовые. Более 300 километров дорог содержит Дорожное агентство Коми. Есть еще 350 километров тех, которые раньше принадлежали лесозаготовителям. Они их содержали, строили мосты, зимой их чистили. Сейчас эти дороги находятся на балансе муниципалитета. Но следует учитывать, что Троицко-Печорский район – территория крупнейших рек (Печора, Илыч, Унья, Мылва). Зимой у нас заливается 8 ледовых переправ. Работают порядка 100 мостов и мостиков для того, чтобы между территориями сохранялась связь. Однако денег на содержание всей этой инфраструктуры катастрофически не хватает. Особо остро проблема встает во время распутицы. К сожалению, за последние шесть лет на дорожное строительство района вложены буквально копейки.

В то же время я не могу сказать, что Троицко-Печорский район один обделен вниманием со стороны республиканского центра. Изначально, проблема исходит из того, что в свое время произошла реорганизация Дорожного фонда. Практика перераспределения налоговых доходов, посредством которого ранее средства направлялись на дорожное строительство, прекратилась. В связи с этим, независимо от желания республиканского правительства, статья расходов на эти цели была сокращена.

Как решается вопрос по трассе Ухта - Троицко-Печорск? Не секрет, что часть этой дороги трудно проходима для транспорта.

На состоявшейся в начале июня встрече с представителями министерств и ведомств республики, мы услышали, что на будущий год приоритетными определены два направления: Ухта и Троицко-Печорск. Но в каком объемы будут выделены средства, пока неизвестно.

Действительно, дорога Троицко-Печорск – Ухта в период межсезонья и во время дождей становится непроходимой не только для легкового транспорта. На некоторых участках водители автобусов вынуждены высаживать пассажиров, чтобы не застрять в ямах. Дорога требует не ремонта, а строительства. Мы не претендуем на дорогу с твердым покрытием. Хотелось бы иметь нормальные 41 километр дороги с переходным покрытием. Ведь сейчас из Троицко-Печорска в Сыктывкар привыкли ездить не через Ухту, а через Помоздино и Усть-Кулом. Там гравийная дорога, но его состояние в десятки раз лучше, чем той же асфальтовой трассы Ухта-Сыктывкар.

Этот проблемный участок находится на территории Ухтинского района. Но им он не столь необходим, поскольку здесь находится лишь несколько деревень в составе Ухтинского городского округа. Тем не менее, руководители трех муниципальных районов - Троицко-Печорского, Сосногорского и Ухтинского солидарны в том, что эта дорога необходима. Ведь более 20 тысяч человек проживает на прилегающих к этой трассе местностях. Полагаю, что уже наступил тот предел, за которым население перестанет понимать происходящее. Но все же я настроен оптимистично, поскольку в своих предвыборных заявлениях избранные депутаты Госсовета Коми и партия «Единая Россия» высказывались за скорейшее решение этой проблемы.

Качественная дорога – это ведь не только связь между территориями, но и определяющий фактор для привлечения инвесторов. А их у нас перебывало за последнее время более двух десятков. Я абсолютно уверен и не перестаю об этом говорить, что Троицко-Печорский район – это резервная кладовая республики, как по ресурсам возобновляемым, так и по традиционным. Наша территория интересна и науке, и туристам и представителям бизнеса, промышленности.

Вы назвали приоритетным направлением газификацию района. Что сейчас сделано в этом направлении и что предполагается сделать?

Наш район стал первым, где республика нарабатывает опыт по федеральной программе газификации. В этом году республиканский бюджет выделил району на прокладку межпоселковых трубопроводов 20 миллионов рублей. На сегодня почти проложен межпоселковый газопровод Троицко-Печорск - Нижняя Омра. Дальнейшая наша задача – синхронизация работ. Проще говоря, труба подводится к Троицко-Печорску и от нее мы за счет средств муниципалитета и потребителей должны запитать котельную поселка, жилые дома, здания предприятий. Осенью все они должны работать на газе.

Естественно, на первом этапе весь жилой комплекс обеспечить газом не сможем. А в первую очередь проводим ветки трубопроводов на те участки, где наибольшее количество людей желает подключиться к газу. На сегодняшний момент мы получили около 400 заявлений от домовладельцев на газификацию индивидуального жилого фонда. В течение текущего года мы намерены проложить 5 километров труб среднего и низкого давления по Троицко-Печорску и к осени подключить к газу порядка 100 домов поселка.

Каков был уровень газификации муниципалитета до принятия целевой программы?

До этого были газифицированы три поселка: Нижняя Омра, поселок Бадъель, а также поселок Комсомольский, который в 60-ые годы строился как центр газовой отрасли СССР. Здесь было открыто газовое месторождение, но запасы его не подтвердились.

В целом, меньше пяти процентов населения имели газ в домах. Сейчас же республика реализует долгосрочную программу подключения к газовому топливу более 80 процентов населения региона.

Как в районе обстоят дела с безработицей?

Эта проблема самая острая. Обвал в лесной отрасли в 1990-х годах с падением объемов лесозаготовки в 8 раз привел к массовой безработице. Но население стало искать различные выходы из сложившейся ситуации. Сейчас более одной тысячи человек работают вахтовым методом за пределами района. Но не все способны к такой форме работы.

В связи с реорганизацией службы быта, почтовой службы, службы связи, налоговых органов их объединения в межрайонные структуры за последнее время актуальной стала женская безработица. Но мы ищем возможности занять население. Наш район является пилотным в реализации проекта «Центр развития женского предпринимательства». Мы делаем все возможное, чтобы как можно больше женщин приняли участие в проекте.

Сейчас получают развитие те формы деятельности, которым раньше серьезного значения не придавали. Это предприятия, закупающие и перерабатывающие дикоросы, развитие которых со стороны администрации района мы поддерживаем. В прошлом году только одна такая компания выплатила населению за собранные грибы и ягоды более 6 миллионов рублей. В бюджете района такая сумма заложена на годовое финансирование отрасли культуры, где работают более 300 человек. Это равносильно появлению целой отрасли, которая способна дать людям дополнительный доход.

Официально в районе около семи процентов трудоспособного населения сегодня не имеет работу. Но есть еще и скрытая безработица. Жители отдаленных населенных пунктов не в состоянии регулярно отмечаться, выполнять условия, которые предъявляются статусу безработного.

Как изменила ситуацию в районе реализация приоритетных национальных проектов?

Можно по-разному относиться к нацпроектам. Есть позиция, что они не совсем продуманы, много бумажной волокиты и прочих препятствий и недоработок в ходе их реализации. Но когда взвешиваешь все за и против, то приходишь к выводу, что плюсов от их воплощения в жизнь все же больше.

Сейчас объекты здравоохранения района обеспечиваются современным диагностическим оборудованием, автотранспортом. В этом году наша Центральная больница получит новую рентген установку. К 1 октября 900 работников бюджетной сферы пройдут диспансеризацию.

Мы рады, что наши школы позволили себе то, о чем раньше мечтать не могли. Это великолепные компьютерные классы, обновленная мебель, возможность обучить педагогов на престижных курсах. Я уверен, что в этом году еще одна школа нашего района получит один миллион рублей в рамках нацпроекта «Образование».

В 2006 году 5 молодых семей нашего района получили субсидии на приобретение жилья. Также сельским жителям были вручены сертификаты на строительство собственного жилья. В будущем таких людей станет еще больше.

Национальные проекты создали условия для движения вперед. Хорошо, если этот процесс будет наращиваться.

Беседовал Сергей Никифоров