Новости Республики Коми | Комиинформ
Интервью генерального директора Фонда поддержки инвестиционных проектов РК Константина Мальцева агентству «Комиинформ»
В феврале 2007 года постановлением Правительства Коми было учреждено открытое акционерное общество «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми». О целях, задачах и перспективах развития новой организации в интервью агентству «Комиинформ» рассказал генеральный директор Фонда Константин Мальцев.
- Константин Рудольфович, расскажите, пожалуйста, об истории создания Фонда поддержки инвестиционных проектов?
- Чуть больше двух лет тому назад министерство промышленности и энергетики Коми начало активно взаимодействовать с рейтинговым агентством «Эксперт РА». Это одно из ведущих экспертных агентств в Российской Федерации, работающее в этой отрасли более 10 лет. «Эксперт РА» проводит ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов и их инвестиционных рисков. На тот момент нас насторожило, что в рейтингах Республика Коми вдруг начала скатываться вниз по очень многим показателям. Мы попытались вместе с агентством проанализировать сложившуюся ситуацию, разобраться, в чем дело, и какие шаги следует предпринять для повышения инвестиционной привлекательности нашего региона. Результатом нашего сотрудничества стал план рекомендаций по повышению инвестиционного имиджа республики. Мы постарались соответствовать тем рекомендациям, которые были озвучены специалистами «Эксперта РА», тем более что потенциальные инвесторы, прежде чем принять решение о вхождении в тот или иной регион, внимательно изучают его рейтинги. Одна из этих рекомендаций основывалась на том, что, по мнению специалистов «Эксперта РА», в рамках органов государственной власти Республики Коми размыты подходы по продвижению инвестиционных проектов и укреплению инвестиционного климата. Они распределены по нескольким субъектам, и между ними нет какого-либо единого координирующего органа. Прорабатывая эту проблему, мы пришли к выводу что, необходимо создать центр, координирующий инвестиционные процессы, благодаря которому республика стала бы полноценным игроком на рынке инвестиций.
Вот тогда и возникла идея создания Фонда. Потом еще долго определялись цели, обсуждались задачи, формат деятельности новой организации. В конечном итоге пришли к выводу, что наиболее оптимальной организационно-правовой формой такого рода предприятия должно быть открытое акционерное общество.
- А рассматривалась ли идея создания комитета, или может быть государственного агентства?
- Да, такой вариант тоже предлагался, но мы от него отказались по ряду причин. Во-первых, создание государственной структуры, например агентства, подразумевает бюджетное финансирование, постоянное выделение дополнительных средств, а нам не хотелось из бюджета забирать еще какую-то часть на содержание новой структуры. Во – вторых, ни для кого не секрет, что процесс принятия решений в органах государственной власти достаточно длительный. В-третьих, в отношениях государственных чиновников и инвесторов всегда возникает некоторая натянутость и напряженность, будущие партнеры должны говорить на одном языке.
Поэтому мы пришли к выводу, что новый орган, прежде всего, должен быть коммерческой структурой, чем, по сути и является Фонд, - открытым акционерным обществом с солидным уставным капиталом, чтобы иметь достаточно приличный финансовый ресурс.
- Каков его объем?
- На данный момент - один миллиард сто миллионов рублей. Но, я думаю, что уже к концу этого года он будет увеличен до трех миллиардов рублей, как и предполагалось изначально.
- Какого рода капитал внесла республика?
- В уставной капитал фонда вошли пакеты акций девяти акционерных обществ, среди которых ОАО «Сыктывкарагротранс», ОАО «Лесопромышленная компания «Сыктывкарский ЛДК», ОАО «Коми тепловая компания», ОАО «Боксит Тиммана» и другие. Кроме того, передано несколько зданий, принадлежащих республике, четыре из них находятся в Ухте, два – в Сыктывкаре, сейчас почти все они сдаются в аренду и, естественно приносят свою прибыль.
- Вы сказали, почти все? А какова ситуация с двумя зданиями в Ухте, которые используются УГТУ?
- Эти здания, находящиеся в Ухте на улицах Октябрьская и Мира, несколько лет назад были переданы в безвозмездное пользование Ухтинскому техническому университету. Насколько я знаю, часть их используется для учебной деятельности, однако большая - в коммерческих целях. За более чем 10 летнее использование, а именно столько лет назад УГТУ был передан корпус на Октябрьской, в инфраструктуру здания, кроме легкого косметического ремонта не было вложено ни рубля, а между тем любое имущество, если его не поддерживать придет в упадок. Теперь эти здания переданы фонду и моя задача, как его руководителя, поддерживать в хорошем состоянии всю инфраструктуру здания, а также наладить его эффективное использование. Конечно, выгонять университет оттуда никто не собирается. Однако для руководства УГТУ пришла новая пора, когда им придется платить за аренду используемых ими помещений, конечно, на более льготных условиях, чем коммерческим фирмам, но придется. К тому же Ухтинский университет тоже отчасти коммерческая структура, которая зарабатывает деньги. Большая часть площадей, используемых ими зданий, сдается в аренду коммерческим фирмам. Более трети студентов университета платят за свое обучение. По моим подсчетам, безвозмездное владение этими двумя зданиями представляет собой не что иное, как скрытое дотирование университета 40 миллионами рублей в год. Именно такой доход ежегодно получала бы республика, если бы сдавала их.
Я позволю себе предположить, что г-н Цхадая, который направляет письма в самые разные инстанции, является хорошим специалистом в образовательных процессах, но слабо ориентируется в вопросах экономики и бизнеса. Ведь переданное фонду имущество остается в республиканской собственности. Что же касается 40 млн. рублей скрытых дотаций, насколько я знаю, правительство республики готово и далее финансировать образование по разным каналам, но хотело бы, чтобы это было более прозрачно и было бы понимание – на что идут деньги.
К тому же есть и еще один важный момент. До передачи этого имущества фонду, оно как государственная собственность не облагалось налогами, мы же, как коммерческая структура, эти налоги платить обязаны. А потому УГТУ придется оплачивать аренду. Часть собранных средств пойдет на уплату налогов, а часть – на поддержание инфраструктуры зданий. Кроме того, сами здания фонд сможет использовать как залоговую базу, например, для получения кредитов.
- Чем займетесь Вы, как руководитель Фонда, в первую очередь?
- Первая задача, которая стоит перед руководством фонда на ближайшее время, это разобраться с существующими активами. А так как фонд по сути своей – это управляющая холдинговая компания, то и наладить там, где это необходимо работу переданных фонду акционерных обществ.
Вторая задача, которая стоит перед фондом, это, используя, уже имеющиеся активы, выступить полноценным игроком на инвестиционном поле республики. А поскольку имущество, переданное фонду достаточно солидное, его можно будет использовать как залоговую базу, по привлечению кредитных ресурсов.
- В какие отрасли, и в какие проекты будут вкладываться средства? Может ли одним из них стать, к примеру, «Белкомур»?
- Безусловно, говорить о том, что фонд сможет потянуть такого рода проекты, как «Белкомур» или глиноземный комбинат – это утопия, но стать оператором по реализации проектов с капиталоемкостью до 50-60 миллионов долларов – это вполне реально. И такого рода проектов очень много в лесной отрасли, в отрасли производства стройматериалов, что сейчас очень актуально, в горнорудной отрасли. А вообще фонд может браться практически за любой проект, вопрос стоит только в эго эффективности и сроках окупаемости. Хотя, безусловно, так как владелец фонда – республика, при принятии решения мы будем учитывать и социальную составляющую проектов. Но, прежде всего, в основе - коммерческая составляющая, потому что без ее учета, может получиться очередное предприятие, которое стоит с протянутой ложкой возле бюджета и просит каких-либо дотаций и преференций.
- А сколько одновременно проектов вы могли бы вести?
- Мне сейчас сложно оценить, поскольку мы находимся в самой начальной стадии, но, конечно, мы не будем разбрасывать наши средства на большое количество проектов. Наша задача найти наиболее выгодные бизнес-идеи и довести их до бизнес-проектов, которые уже прошли начальную организационную стадию. «Упакованный» бизнес гораздо привлекательнее для инвесторов. Дальше возможны два пути: либо инвестор становится нашим партнером, либо мы продаем бизнес полностью и вкладываем полученные средства в новый проект, интересный и выгодный для республики. Как любая холдинговая управляющая компания мы не будем держаться только за один бизнес. Мы просчитаем, сколько будут приносить дивиденды, и если прибыльнее продать бизнес и вложить вырученные средства в другой бизнес-проект также развить его, привлечь еще одного инвестора, то мы будем идти по этому пути.
- Сегодня весь пакет акций фонда инвестиционных проектов принадлежит республике, на ваш взгляд, делает ли это фонд более привлекательным для внешних инвесторов?
- Безусловно, любой бизнес, который приходит на новую территорию, в первую очередь интересуют вопросы взаимодействия с местными органами власти: как протекают процессы согласования, как выделяется земля. И в этом плане, я думаю, работа с фондом заинтересует, прежде всего, как раз внешних инвесторов.
- Может ли республика продать часть акций фонда?
- На данный момент стопроцентный пакет акций фонда принадлежит республике, и пока мы не выводим свои акции на биржу. Но в принципе, если появится какой-то крупный инвестор, который захочет вложить средства, мы, конечно с разрешения управляющих органов, можем расширить уставной капитал, и даже, если это будет выгодно и нужно республике, часть акций можем выпустить и на биржу. Почему бы и нет, если это принесет прибыль и поможет привлечь новых инвесторов. Но в любом случае эти процессы будет контролировать республика.
Беседовала Ольга Репина.