Новости Республики Коми | Комиинформ
Интервью с директором профессионального училища №1 Надеждой Тюрниной
В конце марта 2007 года в Коми прошел республиканский конкурс профессионального мастерства по профессии «Повар, кондитер». Из 13 команд, принимавших в нем участие, группа профессионального училища № 1 по праву была признана лучшей и набрала самое большое количество баллов. Этого и следовало ожидать, поскольку студенты этого учебного заведения известны в Сыктывкаре как одни из самых лучших кондитеров. Сегодня корреспондент «Комиинформа» встретилась с директором училища, кандидатом педагогических наук Надеждой Тюрниной.
Надежда Борисовна, нам известно, что студенты профессионального училища № 1 часто являются победителями различных конкурсов кулинарного мастерства…
Да, это так. Однако хотелось бы отметить, что мы осуществляем подготовку специалистов для предприятий торговли и сферы услуг не только по профессиям «Повар, кондитер», «Изготовитель хлебобулочных изделий», но и по специальностям «Коммерсант в торговле», «Продавец, контролер-кассир». За все годы работы училища подготовлено свыше 600 высококвалифицированных и востребованных на рынке труда специалистов по профессии «Продавец, контролер-кассир» и 470 по профессии «Повар, кондитер», из них с повышенным разрядом выпущено более 22 процентов, выпуск учащихся по данным профессиям увеличился на 15 процентов.
По прогнозам специалистов Министерства труда и социального развития России, в перспективе актуальными видами деятельности остаются торговля и деятельность, связанная с коммерческой сферой. Образовательных учреждений, выпускающих таких специалистов, на сегодняшний день предостаточно…
Конечно, но я хотела бы сказать, что мы не готовим безработных. С 2004 года мы ведем мониторинг трудоустройства и востребованности наших выпускников. Так, за последние три года из 170 выпускников 57,9 процентов работают по профессии «Продавец, контролер-кассир» и 36,1 процента по профессии «Повар-кондитер». В то же время наши показатели намного выше республиканских, которые составляют только 33 процента трудоустроенных по этим профессиям.
В таком случае, что можно назвать залогом конкурентоспособности Вашего выпускника?
Одной из главных задач образовательной системы нашего училища в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов является полный учет сегодняшних требований работодателей, которые завтра будут стоять перед выбором, выпускника какого учебного заведения им лучше взять на работу.
Поэтому мы прекрасно понимаем, что важно создать условия для обучения учащихся новым информационным технологиям, применения полученных знаний на практике, внедрения компьютерных технологий в учебный процесс. С этой целью в учебные планы включены дисциплины, формирующие экономическое, рыночное мышление, компьютерную грамотность, общую и профессиональную культуру обучающихся (1С-торговля, 1С-склад, 1С-бухгалтерия). Необходимо, чтобы учебная программа была моделью будущей профессиональной деятельности, выстроенной в логической обусловленности ее компонентов. Поэтому педагогический коллектив уделяет большое внимание содержанию образования. Так, в 2004 году в связи с продолжающимся развитием сферы услуг и торговли и установившемуся спросу, была открыта подготовка по профессии «Коммерсант в торговле». По профессии «Продавец, контролер-кассир» введено изучение дополнительных профессиональных программ «Оператор ЭВМ», «1С-торговля», «1С-склад». По профессиям «Повар, кондитер» организовано изучение дополнительных программ «Бармен», «Официант», «Русская, национальная и восточная кухни», «Бисквитчик», «Вафельщик», «Карамельщик». Последняя, кстати, очень сложна, в республике есть ограниченное количество мастеров, владеющих техникой изготовления полых карамельных изделий.
То есть, ваших выпускников смело можно назвать специалистами своего дела?
Да, ведь грамотный специалист более глубоко, скажем так, детально изучает свою профессию. В этом и заключается его качественная подготовка и, как следствие, конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому наших выпускников «разбирают» сразу.
И все же, будет лучше, если у специалистов наряду с профессиональными характеристиками в ряду требований работодателей будут присутствовать такие личные качества, как лидерская и коммуникативная компетентность, умение работать в группе, способность к самоорганизации, умение правильно подать себя и результаты своей работы…
Безусловно. Если раньше работодатель требовал наличие знаний и умений выпускника в области профессиональной деятельности, то есть в большей степени нужны были исполнительские функции, то сегодня приоритетным является формирование способностей грамотно решать профессиональные задачи, моделировать будущую профессиональную деятельность от целеполагания до анализа результатов и, конечно, принимать решения в нестандартных производственных ситуациях, требующих дополнительных навыков и особенных личностных качеств.
Вообще, быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда можно только при создании системы социального партнерства, куда должны войти все субъекты внешней среды, у которых может появиться интерес к взаимодействию с образовательной системой училища на основе партнерских отношений.
Расскажите, пожалуйста, подробнее, что представляет собой эта система?
Это взаимодействие с профильными предприятиями и организациями республики, на которых наши студенты проходят производственную практику. Организуется стажировка и для мастеров производственного обучения, преподавателей специальных дисциплин. Помимо этого мы проводим совместные мероприятия как-то конкурсы профессионального мастерства, повышения квалификации работников предприятий на базе училища, обучающие семинары и мастер-классы по профессиям, участие в итоговой аттестации выпускников.
Также с целью повышения качества профессиональной подготовки, увеличения выпуска кондитерских и хлебобулочных изделий идет процесс расширения баз производственной практики и торговых точек в Сыктывкаре. Сегодня наши практиканты обслуживают столовую Министерства образования и высшей школы Коми, кафе-бистро Республиканского центра дополнительного образования, буфет Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров, буфет Коми республиканского онкологического диспансера, учебный магазин-кулинарию ПУ №1, организуют розничную торговлю на предприятиях города и поселка.
Если же рассматривать в целом, то в нашем учебном заведении система социального партнерства реализуется по следующим направлениям.
Во-первых, это оперативное реагирование на потребности рынка труда и изучение запросов потенциальных работодателей города, районов и республики в целом. Во-вторых, мы активно сотрудничаем с Центрами занятости республики в вопросах трудоустройства выпускников, квотирования рабочих мест, проведения ярмарок рабочих мест, консультирования выпускников, организации и проведения семинаров «Технология поиска работы», собеседования при приеме на работу.
Также мы оказываем дополнительные (платные) профессиональные образовательные услуги и развиваем внебюджетную деятельность как источник дополнительного финансирования через расширение ассортимента и выпуска для населения продукции (хлебобулочные изделия, кондитерские), выполняем заказы предприятий и частных лиц по обслуживанию мероприятий.
Как Вы считаете, что следовало бы добавить или изменить в системе начального профессионального образования?
Не секрет, что структура совокупного выпуска учащихся профучреждений в Коми только на 66 процентов представлена квалифицированными служащими, имеет место несоответствие подготовки кадров потребностям рынка, кроме того, наблюдается падение уровня рождаемости. Поэтому сегодня в республике сформирована программа реформирования системы профобразования, целью которой является повышение эффективности профобразования и обеспечение экономики кадрами нашей республики. В скором времени она будет рассматриваться на правительственном уровне. Это первое.
И второе. Я уже говорила о том, что сегодня работодатель сам должен предъявлять требования к специалисту. Учитывая, что образование должно быть непрерывным, думаю, было бы правильным и логичным внедрить на наших предприятиях в практику так называемые внутрифирменные обучения, которые оказывают содействие в профессиональном росте выпускника и его самореализации.
Беседовала Валентина Гончарова