Новости Республики Коми | Комиинформ
Марина Истиховская: "Вертикаль власти должна начинаться с самого низа". Интервью спикера Госсовета Коми информационной службе Страна.RU
Председатель государственного совета Республики Коми Марина Истиховская, которая 22 апреля стала главой регионального отделения партии "Единая Россия", в интервью обозревателю Страны.Ru Айдыну Мехтиеву рассказала о том, как новый порядок избрания глав регионов повлиял на взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти на местном уровне. По ее мнению, процесс укрепления властной вертикали должен быть продолжен и на муниципальном уровне.
- Марина Дмитриевна, какой вам видится роль парламента в политической жизни Коми? Какое влияние на нее оказал новый механизм избрания глав субъектов Федерации?
- Без всякого сомнения, новый механизм привел к повышению роли законодательных органов в политической жизни. Возросла ответственность главы региона перед парламентом, который теперь его утверждает. Если раньше в ряде субъектов существовали противостояние и конфликты между двумя ветвями власти, то теперь такого рода явления вряд ли могут повториться. Ведь кандидатуру главы того или иного региона предлагает президент России, так что теперь обе ветви власти того или иного субъекта Федерации должны достичь взаимопонимания и наладить конструктивное сотрудничество с тем, чтобы задачи, поставленные главой государства, были успешно решены. Я уверена, что в новых условиях обе ветви власти, и исполнительная, и законодательная, обязаны работать на один результат. Разногласия по определенным вопросам могут быть, но в целом противостояния быть не должно, потому что от этого пострадают местные жители. Напомню, что следующие выборы в госсовет республики у нас состоятся в марте 2007 года, они пройдут по новой схеме в соответствии с федеральным законом: по партийным спискам и одномандатным округам.
- Какова расстановка сил в нынешнем республиканском парламенте?
- По регламенту у нас в парламенте 30 депутатов, но фактически - 28. Из них 14 входят в "Единую Россию", 8 - в блок "Наша республика", остальные депутаты - независимые. Мы вступили в последний предвыборный год, когда борьба политических сил внутри Коми обостряется. Это видно и по работе нашего парламента. Все готовятся к выборам. Но я считаю это нормальным явлением и проявлением демократии.
- Поддерживаете ли вы идею, согласно которой вертикаль власти должна быть продолжена до самого нижнего уровня? Речь идет о новом порядке избрания не только глав регионов, но и мэров городов, глав поселковых администраций.
- Я считаю эту идею вполне обоснованной. Судите сами. В шахтерском городе Инта продолжается конфликт между мэром города Владимиром Шахтиным и главой горсовета Владимиром Лавровым. Кризис власти здесь налицо: парализована работа горсовета, так как часть депутатов бойкотируют заседания и на них нет кворума. Абсолютно согласна с мнением главы республики Владимира Торлопова о том, что кризис в Инте - это как раз демонстрация того, для чего необходимо укрепление вертикали власти. Я считаю, что органы местного самоуправления не могут быть "самостийными". При решении каких-либо вопросов за положение дел в субъекте Федерации отвечают президент России и глава республики. И неуправляемость органов местного самоуправления, невозможность подправить и скорректировать их решения и дать указания главе муниципального образования - все это серьезно мешает главе республики обеспечить эффективную реализацию социально-экономической политики, которая проводится в регионе и за его пределами. Считаю, что новый механизм избрания региональных руководителей нужно распространить и на муниципальный уровень.
- Как вы относитесь к инициативе целого ряда регионов-доноров изменить нынешний принцип межбюджетных отношений внутри России?
- Как известно, Коми является сырьедобывающим регионом, но налог на добычу полезных ископаемых составляет мизерную часть доходов нашей республики. За последние три года в этой сфере у нас произошли серьезные изменения: была пересмотрена политика формирования и исполнения бюджета. Поскольку мы являемся регионом-донором, соответственно, большая часть собираемых в республике налогов уходит в федеральный центр. В 2002 году консолидированный бюджет республики составлял 11,5 млрд рублей. При этом в Коми оставалось 46% налогов, а 54% уходило в общероссийский бюджет. На сегодня соотношение таково: наш консолидированный бюджет равен 20,5 млрд рублей, то есть видно, что он серьезно вырос. Однако при этом всего 36% налогов остается у нас, а остальная часть уходит в Москву. То есть, к примеру, мы зарабатываем 100 рублей, из них 64 рубля центр у нас забирает. Получается ситуация, при которой в абсолютных цифрах наш бюджет существенно вырос, а перераспределение усилилось в сторону федерального центра. Такую ситуацию вряд ли можно назвать выгодной для регионов-доноров. Ведь они при такой системе вряд ли будут иметь стимул для увеличения своих доходов. В среду в Томске должна состояться встреча Владимира Путина с главами ряда регионов, и там, видимо, вопрос о межбюджетных отношениях также будет обсуждаться.
- Считаете ли вы, что регионы-доноры должны быть богаче, чем другие, живущие за счет дотаций из федерального бюджета?
- Нельзя кидаться из одной крайности в другую. Российская Федерация - это единая страна, и в ней существует единое пространство. Регионы обязаны помогать друг другу. Тем не менее, на мой взгляд, для регионов-доноров должны быть созданы условия, при которых они были бы заинтересованы в расширении своей налогооблагаемой базы и развитии экономики.
- В ходе недавнего визита в Коми Владимир Путин уделил большое внимание проблемам лесоперерабатывающего комплекса республики. Может ли эта отрасль стать локомотивом для подъема местной экономики?
- Без преувеличения могу сказать, что лесоперерабатывающая индустрия Коми - это гордость нашей республики. И она находится в стадии роста. Назову лишь три крупных проекта. Компания "Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК" недавно подготовила проект строительства целлюлозного завода, общая стоимость которого превышает 1 млрд евро. За счет реализации этого проекта лесозаготовка в нашем регионе возрастет вдвое - до 13 миллионов кубометров. Нужно также назвать проекты строительства целлюлозного завода в Удорском районе и картонного комбината в Троицко-Печорском. На мой взгляд, реализация этих проектов позволит усилить позиции отрасли в Северо-Западном федеральном округе. То есть у этой отрасли огромное будущее. Не случайно глава республики Владимир Торлопов обратился к президенту страны с просьбой включить разработанные в Коми проекты лесоперерабатывающего комплекса в федеральную целевую программу по развитию глубокой переработки древесины до 2015 года.
- Вместе с тем, недавно Владимир Путин на одном из совещаний заявил, что мировое лидерство России в экспорте леса является "свидетельством расточительного отношения к национальным ресурсам страны". Как вы можете прокомментировать этот тезис?
- Полностью согласна с главой государства. Нам надо привлекать инвесторов для того, чтобы поднять эту отрасль. Необходимо признать, что сегодня лесная отрасль России лежит на боку. Мы гоним за границу лес-кругляк, а потом тратим валюту на закупку готовой продукции, которую производят другие страны. Россия здесь опаздывает, в то время как на Западе усиленно разрабатываются новейшие технологии выращивания и обновления лесов за 15-20 лет. Сегодня у нас в республике серьезно обсуждается использование лесоматериалов в реализации национального проекта "Доступное жилье". К сожалению, у нас мы все строим из камня, в то время как в мире очень многие предпочитают жить в деревянных коттеджах. Вряд ли разумно загонять себя в каменные мешки. Здесь наша республика могла бы стать центром производства конструкций, которые нужны для возведения современных комфортабельных деревянных домов.
- Как в целом идет реализация проекта "Доступное жилье" в республике?
- Еще в 2003 году мы начали развивать ипотечное кредитование, так что уже пройден большой путь. Пока ипотека у нас развивается на вторичном рынке жилья. Сегодня задача - повернуть ипотеку на первичный рынок, то есть на строительство. Но одной ипотекой жилищную проблему не решить. Требуется внести серьезные изменения в федеральную законодательную базу, в том числе касающуюся земельных отношений. Также необходима помощь центра в организации инженерной инфраструктуры.