Новости Республики Коми | Комиинформ

Почему не стоит учить ребенка буквам слишком рано

Мода распространяется и на образ жизни – модно не только носить определенную одежду, но и принимать определенные решения. В тренде заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, а еще – слишком рано учить ребенка читать.

Вопрос о том, как научить ребенка алфавиту, рано или поздно становится актуальным. Но в возрасте 2-3 лет, и тем более, до этого периода, заниматься этим однозначно преждевременно. Почему так? На этот вопрос давно есть ответы от специалистов по детскому развитию. Аргументов «против» существует довольно много.

Это нужно родителям, а не ребенку

Обучение буквам в 2-3 года, и тем более, до двух лет – исключительно прихоть родителей. Это у них есть желание повесить себе условную «медальку» – «наш ребенок – вундеркинд! Он научился читать до года!». Но подобные желания не должны реализовываться во вред ребенку. Для малыша такого возраста намного полезнее будет семейное чтение, когда старшие члены семьи сидят с книгой и читают вслух. Это укрепит семейные отношения, сблизит всех и поможет создать неповторимую атмосферу совместного вечера.

Это ненужный навык в этом возрасте

Особенности развития детской психики таковы, что в разные периоды ребенку необходимо получать информацию о мире различными путями. Так, в возрасте до 3-4 лет намного важнее:

  • Тактильные, осязательные ощущения – трогать все руками, ходить по песку, ковру, гальке;
  • ощущения вкуса и запаха;
  • визуальные картинки мира, различных предметов, объектов и существ;
  • названия всего, что существует в мире – зверей и птиц, растений, разных объектов живой и неживой природы, предметов обихода.

Буквы и цифры необходимо осваивать уже позднее – до 3-4 лет в этом нет никакой нужды. Гораздо важнее познакомиться с миром ощущений и предметов в том виде, в котором он существует непосредственно.

Мозг ребенка не готов

Буквы и цифры – это абстракции, их не существует в мире без людей. До определенного возраста мозг ребенка попросту не готов адекватно обрабатывать и оценивать абстрактные понятия, в том числе знаки и символы. Полноценная готовность к этому наступает приблизительно в 6 лет. Более раннее обучение чтению и письму может привести к нервной перегрузке и целому ряду расстройств, которые она за собой влечет. Детские неврологи отмечают, что различные диагностируемые ими расстройства нередко возникают именно у тех детей, которых слишком рано учили чтению, искусственно «подгоняли» их развитие в этом отношении.

Это вредит развитию речи

Учиться читать нельзя до того, как ребенок полноценно заговорит. В противном случае, у него могут на всю жизнь сохраниться нарушения речи, как разговорной, так и письменной.

Это затормаживает развитие ребенка

На первый взгляд это может прозвучать парадоксально. Но когда ребенок до 3 лет учится читать, он перестает развиваться адекватно возрасту. Вместо понятных объектов, существующих в мире, он осваивает недоступные пока еще в полной мере абстракции. В конечном счете, он не может адекватно изучить и освоить мир во всей его полноте.

Это замедляет развитие правого полушария

За чтение, письмо и счет «отвечает» левое полушарие мозга – именно с его помощью человек использует абстракции. Но развивая его слишком рано, есть риск отнять ресурс на развитие у правого полушария – творческого. В таком случае у ребенка могут возникнуть проблемы с музыкальным слухом, художественными и иными творческими способностями, а главное – с эмоционально-волевой сферой, которая отвечает за контроль психики и собственного поведения. К последствиям относятся невнимательность, излишнее упрямство, апатия, частичное отсутствие контроля над своим поведением, агрессивность и раздражительность.

Специалисты по детскому развитию рекомендуют начинать учить ребенка буквам не раньше 5 лет.

Реклама

17.08.2021