Новости Республики Коми | Комиинформ

Правовой обычай как источник римского права

Под обычным правом понимается комплекс обязательных для всех членов общества правил поведения, которые возникли в Древнем Риме в процессе их долгого применения. Данные правила были поддержаны государством и защищались им, однако не закреплены ни в одном формальном акте. Именно из них возник правовой обычай, примеры которого Вы найдете на rusjurist.ru. Среди различных форм создания римского права обычное право является самой древней.

Происхождение обычного права

Если сформировавшиеся в практике повседневной жизни правила поведения членов общества не поддерживались государством, то они продолжали считаться простыми обычаями. В случае их поддержки со стороны государства они превращались в правовые обычаи. В тех же редких случаях, когда они воспринимались государством, оно придавало им статус закона.

Обычное право берет свое начало от обычаев, существовавших в первобытном социуме. Его нормы включают в себя:

  • обычаи предков;
  • обычную практику;
  • обычаи, сформировавшиеся в жреческой практике;
  • обычаи, сформировавшиеся в практике магистратов;
  • обычай в императорскую эпоху.

Значение обычаев

Сформировавшиеся в разные эпохи обычаи служили в качестве замены указаний иных источников права, характеризовавшихся большей определенностью (в первую очередь, законов) и говорили о способе, которым законы и иные источники права применялись в юридической практике.

Необходимым условием, соблюдение которого требовалось для признания обычаев источником права, было отсутствие четких требований, которые выражались в иных формах: «То, что предписано обычаями и нравами, необходимо выполнять в тех делах, в которых не используются писаные законы». В такой ситуации предписанное обычаем требование, несомненно, носит обязательный характер. В Дигестах говорится, что устоявшийся обычай служит в качестве закона, и это является правом, о котором сказано, что оно определено нравами.

Между обычаем и законом в императорский период не должно было иметься противоречий; предписание закона не могло быть отменено обычаем. Согласно Дигестам, при отсутствии писаного закона существующий в течение продолжительного времени обычай необходимо выполнять как право и закон. Чтобы обычай был признан правовым, он должен был соответствовать следующим условиям:

  • выражать длительную юридическую практику на протяжении жизни не мене двух поколений;
  • выражать единообразную практику как бездействия, так и действия;
  • воплощать срочную и целесообразную потребность именно в юридическом урегулировании ситуации, то есть составить юридическое требование обычая могли не все обыкновения даже сложившейся в коммерческой сфере практики (к примеру, его не создавали разнообразные принятые формы отчетов, привычка платить чаевые, обычаи преподносить подарки и т. д.). Особенность юридического применения обычая заключается в том, что человек, ссылающийся на обычай, был обязан самостоятельно доказывать его существование: наличие обычая в суде не принималось в качестве данности, а должно было быть доказано.

Римский правовой обычай имел тесную связь с нравами. Его предписания предполагали молчаливое согласие общества, которое подтверждено возникшими еще в древности нравами. Поэтому обычай имел сходство с религиозным правилом, основывающимся на авторитете жрецов; в языческую эпоху глашатаем обычая зачастую служило обращение к оракулу, из чего вытекала зависимость следующих из него юридических требований от религиозной традиции. После распространения христианства аналогичную роль стали играть ссылки на Библию.

Реклама

21.11.2019