Президент России Владимир Путин дал поручение правительству проработать вопросы об установлении на федеральном уровне требований к деятельности "профессиональных" замещающих семей, о медицинском, педагогическом, психологическом, юридическом сопровождении семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Этот вопрос был включен в опубликованный 18 апреля перечень поручений президента России по итогам первой конференции Общероссийского народного фронта на тему "Строительство социальной справедливости", которая прошла 29 марта в Ростове-на-Дону.
Как прокомментировала "Комиинформу" начальник Управления опеки и попечительства Агентства РК по соцразвитию по городу Сыктывкару Наталья Мастракова, несомненно, что такие требования должны существовать, деятельность замещающих семей, по ее словам, обязательно нужно регламентировать.
Во-первых, нужно определить по каким критериям сегодня можно оценивать эффективность семейной заботы приемных родителей, чтобы органы опеки могли оценить уровень социальной адаптации детей по выходу из семьи, их социализации — насколько такие дети готовы взаимодействовать с социумом и занять свое место во взрослой самостоятельной жизни.
Во-вторых, нужно вводить критерии оценки психо-эмоционального благополучия ребенка в замещающей семье. Как подчеркнула Н. Мастракова, это тоже очень важный момент.
"К сожалению, у нас есть возвраты детей из замещающих семей. Приемные родители взяли детей по доброй воле, а затем, в подростковом возрасте, когда начались какие-то проблемы в поведении, пишут заявления об отказе от них, - рассказала начальник управления. - К сожалению, последний пример, когда из приемной семьи, функционирующей с 2001 года, ушли две 16-летних девочки с формулировкой "хотим жить самостоятельно". Одна девочка воспитывалась с 10-ти лет, другая с 4-х лет".
Кроме того, по мнению Натальи Мастраковой, нужно обязательно вводить регламентационную базу еще в виде должностных инструкций для приемного родителя: что он должен делать, если государство ему передает функции по воспитанию ребенка.
"Прежде чем исполнять какие-то обязанности, человек должен понимать, что конкретно он должен делать, - подчеркнула представитель органов опеки. - Так как уровень понимания воспитания детей у всех разный, поэтому должностная инструкция должна быть. В этом случае родители будут чувствовать большую ответственность, но кроме того, будет и понимание своей деятельности. И если человек понимает критерии результативности труда — то будет знать, к чему ему стремиться и как достигать этих целей".