Органы прокуратуры республики в ходе проведения проверок в интернатных учреждениях, учреждениях социального обслуживания констатируют возрастающее из года в год количество самовольных уходов из них несовершеннолетних. При этом несвоевременное информирование органов внутренних дел о фактах самовольных уходов несовершеннолетних не позволяет полиции оперативно организовывать розыскные мероприятия, что в отдельных случаях может привести к тяжким последствиям. Оставшиеся без контроля взрослых воспитанники могут стать не только потенциальными правонарушителями, но жертвами преступлений.
Так, если 2009 году 688 несовершеннолетних было объявлено в розыск как пропавших без вести, то в 2012 году – уже 1334.
Более чем в три раза увеличилось число случаев самовольных уходов несовершеннолетних из учреждений социального обслуживания. Наибольшее их количество зафиксировано в Сыктывкаре, Ухте, Инте, Печоре, Сосногорске.
Прокурорские проверки показывают, что организация профилактической работы в интернатных учреждениях и учреждениях социального обслуживания по устранению причин самовольных уходов воспитанников недостаточна. Зачастую работники данных учреждений несвоевременно сообщают в органы внутренних дел о фактах самовольных уходов воспитанников (Печора, Сосногорск, Ижемский, Княжпогостский, Усть-Куломский районы, Эжвинский район Сыктывкара).
Так, прокурор Сосногорска внес представление директору Детского дома № 8 пгт. Нижний Одес по факту самовольного ухода 16-летней воспитанницы. Заявление о ее розыске направлено в органы полиции спустя месяц после ухода. При этом администрации учреждения было достоверно известно о местонахождении девушки, однако меры по её возвращению не принимались.
Прокурор Ижемского района в октябре минувшего года внес представление директору Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 9 8-го вида, должностные лица которого несвоевременно сообщили в дежурную часть МО МВД России "Ижемский" о факте самовольного ухода воспитанника. Во время "самоволки" несовершеннолетний совершил несколько административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ (распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах).
Нарушения законодательства, регламентирующего работу по предупреждению самовольных уходов воспитанников, выявлены в интернатных учреждениях Сыктывкара, Сосногорска, Усинска, Княжпогостского, Корткеросского и Усть-Вымского районов.
Прокуратура установила, что в Детском доме-школе № 1 им. А.А. Католикова Сыктывкара накопительные дела на несовершеннолетних, систематически допускающих самовольные уходы, по установленной форме не ведутся. Имеющаяся переписка с иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам самовольных уходов не систематизирована. При этом информация о самовольных уходах подростков в Комиссию по делам несовершеннолетних не направляется, а в органы опеки и попечительства направляется не во всех случаях.
Работа самих комиссий по делам несовершеннолетних также не всегда эффективна.
В апреле 2012 года прокурор Удорского района внес представление районную КПДН, поскольку в планах её работы на 2009-2011 годы и 2012-2014 годы мероприятия по предупреждению фактов самовольных уходов отсутствовали. В комиссии не имелось достоверных сведений о фактах самовольных уходов несовершеннолетних за 2010-2011 годы. Проводимая комиссией работа сведена к принятию мер по привлечению родителей или лиц, их заменяющих, к ответственности за допущенный самовольный уход подростков.
Итоги прокурорских проверок свидетельствуют, что органы внутренних дел в целом принимают обеспечивают полноту, своевременность и результативность профилактической работы с подростками, допускающими самовольные уходы, и семьями, в которых они воспитываются.
Вместе с тем, в ряде городов и районов сотрудники органов внутренних дел формально подходят к работе по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних. Должностные лица учреждений, а также родители, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющие обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, к ответственности не привлекаются. Выявлены факты, когда после постановки на учет с такими подростками профилактическая работа не проводилась.
В некоторых случаях профработа сводится к проведению малоэффективных бесед. Индивидуальный подход к таким трудным детям отсутствует, меры по вовлечению их в занятия полезной деятельностью или спортом не принимаются. Работа с родителями ограничивается предупреждениями об ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка.