Госдума открыла новый политический сезон. В осеннюю сессию парламентариям, в частности, предстоит рассмотреть законопроекты, касающиеся противодействия коррупции. О них и других актуальных законодательных инициативах в интервью ИА "Комиинформ" рассказал бывший прокурор республики, депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва, член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, а также думской комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Госдумы Владимир Поневежский.
- Владимир Александрович, как вы оцениваете ряд законотворческих инициатив, направленных на усиление борьбы с коррупцией, которые рассмотрит Госдума в осеннюю сессию?
- Коррупция является одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, негативно влияющих на состояние национальной безопасности государства в целом, тесно переплетается с другими видами антиобщественных проявлений, таких как организованная преступность, теневая экономика, терроризм. В послании президента РФ Федеральному Собранию РФ еще в 2009 года коррупция названа одним из главных барьеров на пути развития нашего государства. Борьба с ней остается первоочередной задачей и сегодня.
В этой связи выработка механизмов противостояния коррупции становится приоритетным направлением деятельности всех государственных органов власти. В настоящее время развернута масштабная практическая деятельность, направленная на противодействие всем возможным коррупционным проявлениям. Проводятся оперативно-розыскные мероприятия, возбуждаются уголовные дела, которые в последствие направляются в суды. Мы практически каждый день становимся свидетелями очередного коррупционного скандала, освещаемого в средствах массовой информации. И это является не простой констатацией факта, что коррупция существует, а результатом слаженной оперативной работы соответствующих правоохранительных структур, позволившей вывить и пресечь очередное преступление коррупционной направленности.
Начиная с 2008 года руководство нашей страны принимает целенаправленные меры, направленные на борьбу с коррупцией. Инициировано принятие пакета антикоррупционных федеральных законов, наиболее значимым из которых является федеральный закон от 25декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Однако пробелы в антикоррупционном законодательстве все же остаются и сегодня.
Во многих случаях коррупция проистекает из сущности сложившегося в России бизнеса, базирующегося зачастую на коррупционных взаимоотношениях власти и предпринимательства. Благоприятную почву для коррупции создают и несовершенство нормативных правовых актов и сложившаяся социальная среда, в которой тесно сосуществуют власть и бизнес.
И в этой связи ряд законотворческих инициатив, которые предполагается рассмотреть в эту осеннюю сессию Государственной Думой, представляются весьма своевременными и актуальными.
В частности, речь идет о законопроектах, направленных на установление прозрачности не только доходов, но и расходов чиновников.
В 2011 году принят федеральный закон, в соответствии с которым обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на лиц, замещающих должности в фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также на отдельные категории работников, замещающих должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
- Начато обсуждение вариантов законопроектов, запрещающих чиновникам владеть имуществом за рубежом. Не могли бы вы рассказать о них поподробнее...
- Само по себе представление таких сведений дисциплинирует государственных служащих и работников, является действенной мерой профилактики коррупционного поведения. Однако полностью антикоррупционный потенциал этой меры может раскрыться лишь при установлении контроля над источниками средств, на которые приобретается имущество, так называемый контроль за расходами.
С этой целью подготовлены и внесены на рассмотрение Государственной Думой подготовлены проекты федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", федерального конституционного закона "О внесении изменений в ст. 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
В соответствии с указанными проектами лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы и отдельные должности в организациях, созданных для реализации государственных функций (государственные корпорации, пенсионные фонды и другие), обязаны представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, касающихся приобретения земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), а также сведения об источниках получения расходуемых средств.
Вообще, практика проверки сведений о доходах при поступлении на госслужбу и при прохождении госслужбы довольно давно и эффективно применяется в других странах.
В частности, в Гонконге, если чиновник не объяснит, откуда у него миллион в банке и вилла в Ницце, он получит 10 лет тюрьмы.
"Антикоррупционное" законодательство США предусматривает обязательную проверку всех лиц, поступающих на государственную службу: проверяется все: биография, послужной список, семейные и при необходимости дружеские связи, сам кандидат проверяется на полиграфе. И даже не слишком обоснованные подозрения являются непреодолимым препятствием для поступления и дальнейшего продвижения по службе.
Помимо этого на рассмотрении в Госдуме находится ряд законопроектов, направленных на развитие антикоррупционной деятельности и требующих скорейшего рассмотрения, в частности законопроекты, касающиеся внесения изменений и дополнений в ФЗ "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ, "О парламентском контроле".
В проекте федерального закона "О парламентском контроле", одним из соавторов которого я являюсь, перечисляются формы парламентского контроля, сложившиеся в действующем законодательстве и вводится ряд новых форм.
Особое внимание в проекте предлагается уделить процедуре антикоррупционной экспертизы принимаемых проектов федеральных законов. А именно, предлагается расширить перечень проектов федеральных законов, проходящих антикоррупционную экспертизу и установить обязательность включения в официальный отзыв (заключение) правительства Российской Федерации раздела, который бы содержал результаты антикоррупционной экспертизы.
В целях обеспечения единообразного применения и исключения возможности злоупотреблений и возникновения коррупционных норм предлагается расширить парламентский контроль за нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации.
Законопроект имеет ряд антикоррупционных новаций, в частности, как уже было сказано, обязательное включение в официальные отзывы и заключения Правительства результатов антикоррупционной экспертизы; обязательное рассмотрение на заседаниях профильных комитетов материалов Счетной палаты РФ; возможность инициировать парламентское расследование по выявленным Счетной палатой фактам нарушений и ряд других.
Принятие закона о парламентском контроле объективно повысит роль и значение Федерального Собрания Российской Федерации как в системе ветвей власти, так и в общественно-политической жизни страны, а само формирование института парламентского контроля становится важным условием дальнейшего развития не только российского парламентаризма, но и российской государственности в целом.
Совершенствование же нормативного правового регулирования, направленного на устранение коррупционных составляющих в деятельности органов государственной власти на всех уровнях, должно стать одним из основополагающих стратегических шагов по преодолению коррупции в стране в целом.
- Депутатами также предлагается ввести норму, касающуюся конфликта интересов. Это означает, что если парламентарий владеет крупным пакетом акций предприятия или руководил этим предприятием, то он не может входить в профильный комитет Федерального Собрания. Например, человек, владеющий крупным фармацевтическим бизнесом, не вправе входить в комитет по здравоохранению. Потому что всегда будет соблазн принимать решение в пользу этого предприятия. Типичным - в этом контексте - можно назвать скандальный пример Геннадия Гудкова, который руководил охранным предприятие "ОСКОРД", являясь одновременно заместителем председателя комитета Госдумы по безопасности, а также руководителем подкомиссии по частной охранной деятельности, и, по некоторым данным, использовал должностное положение для лоббирования интересов своей компании. Комиссия ГД по проверке достоверности информации о доходах и расходах депутатов подтвердила факт участия депутата Г.Гудкова в предпринимательской деятельности. Госдума лишила его депутатских полномочий.
Согласны ли вы с введением нормы, касающейся конфликта интересов, поддержали ли решение по Г.Гудкову? Не станет ли вышеупомянутая норма инструментом борьбы единороссов с оппозицией, в том числе в стенах Госдумы?
- В целом с предложениями, направленными на устранение конфликтов интересов при осуществлении законотворческой деятельности, я согласен и поддерживаю. Мы находимся под пристальным вниманием общественности, СМИ, на нас смотрят наши избиратели, и подобные недвусмысленные ситуации, конечно, будут порождать сомнения в беспристрастности и лоббировании тем или иным депутатом интересов своего бизнеса в законотворческом процессе.
С выводами комиссии, членом которой я являюсь, я согласен, они обоснованы и подтверждены соответствующими материалами.
Что касается инструмента межпартийной борьбы, то здесь позиция комиссии однозначная и предельно ясная – при наличии оснований проверяться будет любой факт нарушения порядка предоставления сведений о доходах, в отношении любого депутата независимо от партийной принадлежности. Что в данный момент и происходит.
- Владимир Александрович, кроме того, подготовлен законопроект, который предполагает исключить семейственность в обеих палатах российского парламента и запретить родственникам работать вместе в парламенте. На сегодняшний день в Госдуме отмечены факты, когда парламентская фракция превратилась практически в семейное предприятие. Автор законопроекта об искоренении семейственности в парламенте Андрей Исаев полагает, что его инициатива станет основой для дискуссии в обществе, которая приведет к устранению семейственности и в других сферах, таких как образование, медицина, наука, где также имеют место вопиющие факты непотизма и кумовства. Каково ваше отношение к этому законопроекту?....
- Наверное, семейственность в парламенте, да и в любом другом государственном учреждении не лучшим образом сказывается на имидже госчиновников, как со стороны гражданского общества, так и со стороны подчиненных и коллег…
- Спикер Сергей Нарышкин поставил вопрос о необходимости изменения имиджа Госдумы, повышении авторитета депутатов, о том, что надо развеять миф об их непрофессионализме. Что, на ваш взгляд, следует, в первую очередь, для этого сделать? Законопроект, который также касается борьбы с коррупцией, - о парламентском контроле - позволит ли повысить авторитет Государственной Думы?
- Среди депутатов очень много высокообразованных людей, опытных руководителей, представителей различных сфер жизнедеятельности, настоящих профессионалов, достойно представляющих интересы своих избирателей.
Помимо этого в Аппарате Государственной Думы работают высококлассные, опытные юристы, помогающие депутатам без юридического образования квалифицированно подготовить любую законодательную инициативу, облечь ее в соответствующую форму. Поэтому я бы не стал говорить о каком-то непрофессионализме...
А что касается повышения авторитета, так это процесс непрерывный, связанный с постоянной необходимостью совершенствования, в том числе законодательного процесса. Действительно, в последнее время из-за череды громких скандалов в Государственной Думе, авторитет российского парламента пошатнулся. Но я уверен, мы в состоянии справиться с этими проблемами своими силами и привести все в неукоснительно соответствие требованиями Конституции РФ и федерального законодательства.
- Недавно вы вошли в состав думской комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах депутатов...
- Комиссия Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Госдумы, осуществляет свою деятельность на основании и во исполнение постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 марта 2012 года №171-6 ГД, в соответствии с которым утвержден состав комиссии, назначен ее председатель, его заместитель, утверждено Положение о комиссии.
Комиссия образуется из числа депутатов ГД на основе принципа пропорционального представительства фракций. Основные цели комиссии: проверка достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и соблюдение депутатами ГД ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации.
Основанием для подобных проверок является достаточная информация, представленная в письменной форме на имя председателя Госдумы правоохранительными органами, постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой РФ, а также СМИ. Информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.
- Подводя итог нашей беседе…Открылся новый политический сезон. Каковы ваши планы вашей работы, какие еще законопроекты станут приоритетными в ходе осенней сессии?
- На осеннюю сессию у нас намечено рассмотрение ряда важных законодательных инициатив, поэтому я думаю, что напряженная законотворческая работа, начавшаяся с приходом нового созыва депутатов, продолжится.
Помимо этого я задействован в работе ряда комиссий Государственной Думы, являюсь представителем нижней палаты парламента по взаимодействию с Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом и Генеральным прокурором Российской Федерации. Нахожусь в постоянном контакте другими депутатами от Коми, с руководством республики, пытаюсь на федеральном уровне решать проблемы, обозначенные избирателями, отслеживаю законопроекты, затрагивающие интересы северян. Стараюсь по возможности проводить личные приемы граждан в республики, в мое отсутствие прием ведет мой помощник, которые оперативно передает мне все обращения граждан.
В меру возможностей стараемся помочь каждому, не оставить без внимания, привлечь уполномоченные органы для решения возникающим проблем…
- Спасибо за беседу…