С каждым годом в Коми становится все меньше малышей, оставшихся без попечения родителей, а замещающих семей – больше. О том, какие формы устройства в семью пользуются спросом в республике, о проблемах, с которыми могут столкнуться приемные папы и мамы в интервью агентству "Комиинформ" рассказала начальник отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству Агентства РК по социальному развитию Кристина Аверина.
- Кристина Николаевна, сколько детей в республике растут вне семьи?
- На сегодн таковых в банке данных 1465. Это дети от 0 до 18 лет. Правда, ситуация каждый день меняется: кто-то уходит в семьи, кто-то, наоборот, теряет биологических родителей и попадает в поле зрения органов опеки. По достижению совершеннолетия дети автоматически снимаются с учета.
- Какова динамика по детям, оставшимся без попечения родителей?
- Динамика в нашем регионе, как и по стране, отрицательная. Детей, оставшихся без попечения, с каждым годом выявляется все меньше, но и количество детей, передаваемых на семейные формы воспитания, не велико. Если в 2010 году было выявлено 825 человек, то в прошлом - 645. А по состоянию на 1 мая — 254. В аналогичном периоде прошлого года цифра была больше.
- Что это означает?
- Говорить о том, что здесь все благополучно, преждевременно. И анализировать такие данные надо с очень осторожным оптимизмом. На проблему необходимо смотреть комплексно и понимать, что сейчас изменилось законодательство в части продления сроков вступления в законную силу решений судов. И когда решается вопрос по ограничению родителей в родительских правах или лишению таковых, то это распространяется и на них. Если раньше после вынесения судебного решения ребенок попадал в поле зрения органов опеки, и мы начинали заниматься его жизнеустройством через 10 дней, то теперь этот срок продлен до месяца. Помимо этого, у нас не всегда организованно и адекватно срабатывают службы профилактики: в семье явное неблагополучие, но по каким-то причинам ситуация не доводится до логического завершения с позиции интересов ребенка. К сожалению, нередко срабатывает принцип "гром грянул — побежали"…
- Повлияли ли меры, принимаемые властями региона по стимулированию и поддержке замещающих семей, на количество желающих взять приемного ребенка?
- Эти меры, безусловно, дают свои результаты. Кроме того, здесь есть и заслуга органов опеки, целенаправленно популяризирующих семейные формы устройства. Так, например, в Коми увеличилось количество усыновляемых детей гражданами России. За 2010 усыновлено 58 детей, в прошлом - 76, по состоянию на 1 июня 2012-го 42 ребенка обрели полноценную семью, то есть были усыновлены.
- Кто чаще усыновляет детей?
- Как правило, бездетные пары. И делают они это для того, чтобы создать полноценную семью. Некоторые пары желают разделить свою судьбу с ребенком и идти с ним рука об руку дальше. Это замечательно. Раньше, бывало, у некоторых людей просматривались исключительно эгоистические позывы. В мотивации будущих мам просматривалось: "Я бездетная, давайте мне ребенка, хочу быть как все". Отрадно, что сейчас начинает формироваться такая прослойка людей, которые подходят к этому вопросу с позиций интересов и личности самого ребенка.
- Предъявляют ли кандидаты в родители особые требования к малышам?
- Наши граждане стали не столь капризны при выборе ребенка. Если раньше нам заявляли, что хотят определенный цвет глаз, волос и делали прочие оригинальные запросы, то сейчас такого почти нет. Как всегда, самыми востребованными остаются девочки до года — двух лет. Но сейчас очень хорошо устраиваются и мальчики. Здесь очень важна работа специалистов органов опеки. Бывает, приходит семья, настроенная только на девочку, а специалист органа опеки видит: им мальчишка нужен! Ну и дают советы. Конечно, чаще усыновляют малышей. Это обусловлено естественностью процесса, адаптация у них проходит проще, это постижение опыта воспитания с новым членом семьи. Если же пара зрелая, им будет проще с ребенком постарше. С подвижным младенцем им будет сложно даже физически.
- Бывает ли так, что сам ребенок не хочет обретать новых родителей?
- Каждый ребенок ждет, чтобы к нему пришли. Единицы отказываются от каких-либо знакомств и не рассматривают для себя варианты устройства в семью. Это уникумы, их немного, но мы о них знаем, учитываем их интересы и больше не беспокоим.
- С чем связано нежелание ребенка попасть в семью?
- Это может быть отрицательный жизненный опыт, полученный в родной семье либо у ближайших родственников. Был случай, когда девочка воспитывалась бабушкой с пеленок, а бабушка умерла. У ребенка - второй круг сиротства, и она не смогла отпустить сильную привязанность. По законодательству учитывать мнение ребенка мы должны с 10-летнего возраста. Но всегда возникает вопрос — а если он младше? 5 лет — это ведь уже личность, а 7-летняя девочка — уже маленькая женщина. Конечно, их мнения учитываются, просто с 10 лет ребенок выражает мнение в письменной форме. Учитываются и возможности семьи. Если у ребенка, к примеру, был нехороший опыт проживания в неполной семье, то, конечно, мы будем подбирать для него полную, чтобы у ребенка появились и мама, и папа.
- Какое направление семейного устройства пользуется большей популярностью в республике?
- Опека всегда будет превалировать - из-за упрощенного административного порядка ее установления через органы опеки. А усыновление предполагает судебный порядок. Кроме того, родителям необходимо знать о правовых последствиях той и другой формы. При усыновлении ребенок полностью утрачивает все права и обязанности в отношении биологических родственников и приравнивается к родным детям вновь обретенных родителей, а опека — временная форма устройства до 18 лет. Опекун не вправе претендовать на имущество подопечного, так же как и сам подопечный не вправе претендовать на имущество опекуна. При этом закон четко прописывает обязанность опекуна преумножать то, что есть у ребенка, и всячески способствовать соблюдению его интересов и защите прав.
- Какова статистика по "отказникам"?
- На сегодня в отношении 52 детей приняты решения об отмене опеки. Это почти целый детский дом. В 73% случаев опекунами были родственники. У большинства из них причина на то одна: отсутствие взаимопонимания. Дети достигают сложного подросткового возраста, начинаются проблемы. Нежелание с ними справляться порождает такие печальные цифры. У посторонних опекунов бывают и иные причины для отказа от ребенка. К примеру, изменение семейного положения. Когда одинокая женщина находит вторую половину, ребенок ей становится не нужен. Бывает, у ребенка выявляются болезни, с которыми опекун не готов бороться. Есть случаи, когда сам подопечный не хочет жить в этой семье. На сегодня у нас 3 таких заявления. К сожалению, есть и факты отстранения от опеки. Гражданин, в отношении которого принимается такое решение, больше никогда не сможет стать опекуном. В этом году таковых было пятеро. Четверо из них — родственники, отстраненные за жестокое обращение с детьми.
- Но ведь закон предусматривает ответственность родителей перед подопечными?
- Продуманная система ответственности замещающих родителей в нашем законодательстве отсутствует. Вроде, юридически она закреплена. Есть административные и даже уголовные статьи. Но нет действенного механизма по привлечению к ним. Зачастую усматриваются факты злоупотребления со стороны опекунов в отношении имущества подопечных. К примеру, опекун сдает квартиру, принадлежащую ребенку, а средства забирает себе. Или опекуны расходуют в своих целях средства подопечных. Нас часто настораживает элементарное отсутствие моральной ответственности этих людей, когда они с легкой душой пишут заявление об отказе от ребенка.
- А кто может выступить в качестве замещающих родителей и как происходит отбор кандидатов?
- С этим вопросом в органы опеки может обратиться любой желающий. Но надо понимать, что случайных "пассажиров" здесь быть не должно. Должно быть только продуманное решение. Наконец-то с 1 сентября законодательно предусмотрена обязательная подготовка граждан, желающих принять в свою семью сироту. Когда обсуждался федеральный законопроект, мы просили обязать пройти такую подготовку и родственников. К сожаления, данной категории граждан эта подготовка будет по-прежнему рекомендоваться. Цифры говорят об обратном, и это надо учитывать. Ведь подготовленные папы и мамы сами благодарят за это. Кто-то сходит с "дистанции", осознав, что это не их, кто-то, наоборот, мобилизуется и пересматривает ценности. Некоторые берут "тайм-аут" и к нам уже не возвращаются, за что им тоже спасибо, иначе могло бы случиться непоправимое.
- Вы рекомендуете усыновлять детей жителям Коми или иностранцам?
- СМИ зачастую нагнетают негатив в отношении иностранных усыновителей. Деффектура есть везде, и в наших семьях. Права наших граждан и граждан других стран практически одинаковые. Если ребенок не востребован своими родственниками, соотечественниками, но у него есть хоть малейший шанс обрести полноценную семью, как вы думаете, что перевесит: общественное мнение или судьба ребенка? Отчеты, приходящие от таких семей, говорят о том, что там все благополучно. И дети, которым здесь грозило только коррекционное образование, там прекрасно адаптируются и развиваются. И если у них есть шанс стать полноценными гражданами, пусть не этой страны, то мы его даем.
- Куда можно обратиться за необходимой справочной информацией кандидатам?
- Вся необходимая информация о порядке усыновления и опеки есть на сайте Агентства РК по социальному развитию. Кроме того, полезная информация есть на сайте "Стать семьей", а также в каждом органе опеки по месту жительства.
Беседовала Ярослава Пархачева.