Новости Республики Коми | Комиинформ

Особую роль и значение Севера необходимо выделить на законодательном уровне - Александр Макаренко

Особую роль и значение Севера необходимо выделить на законодательном уровне - Александр Макаренко
Особую роль и значение Севера необходимо выделить на законодательном уровне - Александр Макаренко
logo

Акцент на выделение особой роли и значения Севера на законодательном уровне, включая вопросы природопользования и охраны окружающей среды, сделал председатель Комитета Госсовета Коми по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Макаренко на интернет-конференции "Проблемы охраны окружающей среды и экологической безопасности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", организованной Комитетом Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

Раскрывая суть проблемы, парламентарий отметил, что вопросы природопользования и охраны окружающей среды регулируются целым рядом федеральных нормативных правовых актов. При этом они либо в малой степени, либо вовсе не содержат элементов правового регулирования с точки зрения "северного фактора". Присутствующие в законах нормы ограничиваются в основном положениями, касающимися коренных малочисленных народов.

"Северные территории играют ключевую роль в экономике России, являясь базой минерально-сырьевых ресурсов страны, - подчеркнул А. Макаренко. - В то же время их природа очень уязвима и требует особого подхода с точки зрения охраны и восстановления. Но следует признать, что в настоящее время происходит неоправданное сужение значения Севера в законодательном регулировании".

По словам депутата, ранее социально-экономическому развитию Севера в целом и конкретно вопросам рационального природопользования и охраны окружающей среды уделялось более пристальное внимание. В нормативных актах советского периода, а затем и в законодательстве Российской Федерации 90-х годов прошлого века акцентировалось внимание на необходимости правового регулирования развития Севера как особой и весьма важной с экономической точки зрения части страны, требующей вместе с тем экологически ориентированных подходов. С 1996 года по 2005 действовал федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации". В нем юридически были закреплены такие понятия, как "Север", "устойчивое развитие", "традиционное природопользование", причем применительно не только к коренным малочисленным народам, а в целом ко всему природопользованию на Севере.

В 2000 году Правительством России была принята Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера до 2015 года, но многие важные задачи Концепции остались пока нереализованными в полном объеме, как это задумывалось, считает руководитель профильного комитета Госсовета Коми.

"Выделение на законодательном уровне особой роли и значения Севера необходимо. Возможны разные пути. Это может быть принятие специального федерального закона или выделение особого статуса Севера в каждом из законов и иных правовых актах, так или иначе регулирующих отношения в области природопользования и охраны окружающей среды, - считает А. Макаренко. - Выбор того или иного пути зависит от экспертного сообщества, которое должно включать и науку, и государственную и муниципальную власть, и общественные институты".

**** Интернет конференция проводится с 1 апреля по 31 мая этого года на официальном сайте Совета Федерации www.coucil.gov.ru в целях выявления наиболее острых проблем, оценки эффективности осуществления государственной политики в сфере охраны окружающей среды, экологической политики хозяйствующих субъектов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечения экологической безопасности на этих территориях.

Итоги конференции будут подведены на заседании Комитета Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Решение будет размещено на сайте и направлено в Правительство РФ, федеральные и региональные органы государственной власти, научные учреждения и общественные организации.