Фтизиатрам Коми очень сложно привлекать больных туберкулезом к лечению, даже если на то есть соответствующее решение суда. Этой проблемой медики поделились с журналистами на пресс-конференции 22 марта.
Как рассказал заместитель главного врача Республиканского противотуберкулезного диспансера Сергей Водопьянов, лечение туберкулеза предполагает непрерывность и строгое соблюдение всех предписаний врача. Есть пациенты, которые не выдерживают режима и начинают уклоняться. Они избегают медицинского контроля, возвращаются к прежнему, как правило, крайне неблагоприятному для выздоровления, образу жизни. Таких больных приходится привлекать к принудительному лечению через суд. Но эта мера не меняет человека: впоследствии он продолжает "срываться" и нарушать режим.
Из-за частоты пауз в лечении медикам приходится постоянно менять противотуберкулезные препараты, так как к уже использовавшимся средствам у бактерии туберкулеза вырабатывается "иммунитет". В результате появляется множественная лекарственная устойчивость (МЛУ). При ней лечить инфекционное заболевание в разы сложнее, дольше и затратнее. Таких больных нередко помещают в специализированное отделение, находящееся под охраной.
По словам С. Водопьянова, законодательство допускает создание подстражных отделений для больных туберкулезом, регулярно отрывающихся от процесса лечения. Однако на деле закрыть в них человека невозможно. Пациенты имеют право на ежедневные прогулки продолжительностью не менее двух часов. Покинуть территорию диспансера им при этом ничто не мешает. Кстати, 50% мужчин среди постояльцев таких отделений имели судимость.
В большинстве случаев медикам все-таки удается убедить нерадивых пациентов в необходимости соблюдения лечебного режима. В то же время, ситуации, требующие вмешательства полиции, бывают регулярно.
Вообще фтизиатры сегодня вынуждены решать эту проблему самостоятельно. Силовые структуры идут на помощь неохотно.
"Суд выносит решение о принудительном лечении больного туберкулезом. Но кто будет исполнять это решение, кроме фтизиатра? Врач остается один на один с пациентом. Как раньше ходил он за ним, так и ходит: упрашивает лечь в больницу. Некоторые пациенты соглашаются, другие нет. В результате состояние последних ухудшается, и их привозят к нам на "скорой". Конечно, хотелось бы, чтобы кто-то все-таки помогал в этом вопросе", - отметила главный фтизиатр столицы Коми Татьяна Ишкова.
Нет у медика надежды даже на судебных приставов. Не так давно печорскому тубдиспансеру на этой почве пришлось судиться с исполнителями воли закона. Приставы доказали, что не обязаны помогать фтизиатрам в поиске и доставке больных.
*** В 2011 году через суд к принудительному лечению от туберкулеза привлечено 12 сыктывкарцев.