Уполномоченный по правам человека в Коми Людмила Завьялова подвела итоги 2011 года.
В начале встречи с журналистами она напомнила, что это — последняя ее пресс-конференция в должности омбудсмена. Полномочия Л.Завьяловой истекают 26 марта.
Всего за прошедший год в аппарат уполномоченного поступило более 1300 обращений. Большинство из них по традиции от мужчин. Как оказалось, сильный пол ищет поддержки и помощи омбудсмена вдвое чаще.
Как и в прошлые годы, большинство обращений связаны с жилищными проблемами. Зачастую за защитой своих прав обращаются сироты, особенно находящиеся в местах лишения свободы. Как заявила Л.Завьялова, в городах и районах работы по признанию жилья ветхим и аварийным практически прекращены. В муниципалитетах возникла вторая очередь по предоставлению жилплощади по решению судов. И ежегодно количество таких очередников растет, в то время как жилье практически не строится.
Проблема с жильем в республике только усугубляется. "Жилищным кодексом предусматривается жилье только для малоимущих. Средний класс даже не имеет права быть поставленным в очередь. То есть они должны изыскивать другую возможность на свои средства построить или приобрести жилье. С зарплатой в 20-30 тысяч нереально взять ипотеку. А взявшим просто не на что жить. Мы будем просить законодателей, чтобы они определили, где бюджетникам получить помощь, чтобы это жилье приобрести", - сказала омбудсмен.
Традиционно много обращений поступают к уполномоченному по правам человека из мест лишений свободы. Однако, как считает она, с реформированием система все же в корне меняется.
Между тем процент жалоб на лекарственное обеспечение значительно снизился. "Не потому что лекарствами обеспечивают людей, а потому что не обеспечивают вообще. Люди считают, что терять время на обращения не стоит", - пояснила Л.Завьялова.
Тревожна ситуация в регионе с соблюдением трудовых прав граждан. И дело здесь не только в том, что человека незаконно уволили или сократили, либо не выплачивают зарплату. Защиты уполномоченного ищут сельчане, просто не имеющие возможности устроиться на работу в районах.
По итогам года наполовину сократилось количество жалоб на коммунальное обслуживание. Это омбудсмен связывает с активной работой прокуратуры, властей, общественного совета, контролирующих деятельность управляющих компаний.