- В середине декабря 2000 года, когда на предприятии было введено внешнее наблюдение, и мы приступили к работе, положение на шахте было крайне тяжелым. Долги "Западной" только перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами превысили полмиллиарда рублей. Более полутора сотен миллионов рублей предприятие задолжало различным поставщикам и подрядчиками, почти сто миллионов рублей - собственным работникам.
Произошло это, во-первых, из-за того, что на шахте отсутствует доля государственной собственности - федеральной и республиканской; в 2000 году шахта лишилась государственной финансовой поддержки. Во-вторых, в силу слабого менеджмента финансовые потоки предприятия направлялись не на развитие, а на "латание дыр". В последние два года работы шахты уголь добывался и реализовывался по плану, однако проходка в 1999 году была выполнена на 60 процентов, в 2000 году - на 30 процентов. В итоге перспектива добычи угля на шахте свелась к минимуму, а средств не хватало даже на текущее содержание предприятия и на выплату зарплаты работникам.
- С момента Вашего назначения арбитражным управляющим прошло три месяца. Что уже удалось сделать?
- Во-первых, проанализировали финансово-экономическое состояние ОАО, себестоимость угля, а также возможные пути минимизации расходов предприятия и повышения производительности труда работников. Сегодня шахта работает на одну треть своей мощности. Как известно, две из трех лав "Западной" - 809 и 1118 - не работают, это значит, что предприятие получает лишь треть доходов. Поэтому необходимо как можно быстрее и с минимальными затратами запустить их в работу. И это вполне реально.
По нашим планам, в 809-й лаве работа начнется уже в марте, 1118-ю планируется запустить в апреле. Кроме того, сейчас шахта реализует добытый уголь через одного оператора. "Западная" заключила агентский договор с ОАО "Интауголь", и это сразу дало результаты. Работа без посредников позволяет нам продавать уголь по максимальной цене. При этом продукция шахты оплачивается вовремя и на сто процентов "живыми" деньгами.
- На первой встрече с коллективом шахты в середине декабря прошлого года большая часть рабочих Вас поддержала. Как сейчас складываются отношения с профсоюзами?
- Собрание проходило очень активно. И я понимаю коллектив. Задолженность по зарплате работникам накапливается с июня 1999 года. Полтора года людям выдавались временные и порой минимальные авансы - одну тысячу рублей тем, кто работает "на поверхности" и две тысячи тем, кто "под землей". Этих средств едва хватает на существование одного человека, не говоря уже о содержании семьи и каких-то перспективах. Конечно, люди все разные - одни продолжают работать, другие надеются, что завтра вернется прежнее руководство. Наша основная задача - снизить социальную напряженность. Так, все деньги от реализации угля направляются только на социальные выплаты и текущее содержание предприятия. С января мы начали выплачивать 80 процентов фонда оплаты труда. Погасили долги за выслугу лет и по отпускным за октябрь-декабрь 2000 года и январь 2001 года.
- 12 февраля состоялось первое собрание кредиторов "Западной". Как они относятся к предприятию?
- Основные кредиторы - это "Интауголь", "Зарубежуголь", Малаховский экспериментальный завод, "Комиэнерго". Я перечислил только тех кредиторов, которые имеют право голоса на собраниях. От них и зависит дальнейшая судьба шахты. Из-за несовершенства федерального законодательства представители государства могут только участвовать на собраниях кредиторов, права голоса они не имеют. Собрание показало, что кредиторы прекрасно понимают сложившуюся ситуацию. Сегодня можно выкачать деньги с шахты, пустить ее на банкротство, на продажу. Это позволит погасить часть долгов, но загубит шахту. Поэтому кредиторы согласились с нашими предложениями по финансовому оздоровлению предприятия.
- Но от принятия окончательного решения они отказались и перенесли рассмотрение плана реформирования шахты на месяц.
- Да, 12 февраля мы должны были принять план внешнего управления. Но накануне собрания, 5 февраля, в Москве состоялось заседание межведомственной комиссии, на котором распределялись восемь миллиардов рублей, предназначенных на федеральную поддержку угольной отрасли России. Как и раньше, эти средства распределялись только среди тех шахт, которые имеют долю федеральной собственности. И, соответственно, "Западной" эти средства не достались.
Тогда руководитель ФСФО Георгий Таль и первый заместитель Главы Коми Александр Окатов предложили использовать федеральные средства не как помощь, а как кредитный ресурс. Но для этого в плане финансового оздоровления шахты надо было предусмотреть схему, гарантирующую инвестору возврат его средств. Схему предоставления такого залога, будь то акции или имущество, нам и предстоит включить в план внешнего оздоровления.
- Каковы дальнейшие перспективы развития шахты?
- У "Западной" есть все шансы стать прибыльным предприятием. В первую очередь нужно запустить простаивающие лавы. Расчеты показывают, что при выполнении намеченных планов уже в июле шахта пройдет так называемую "точку безубыточности" и начнет работать рентабельно. А это значит, что у предприятия появится возможность наряду с выплатой заработной платы рассчитываться с кредиторами. "Западная" наконец-то начнет платить текущие налоги. Согласно закону, долги, которые предприятие накопило до введения внешнего управления, "заморожены". Их необходимо реструктурировать.
В перспективе "Западная" должна выйти на Чернореченское угольное месторождение. Но для этого необходимы серьезные инвестиции - около 600 миллионов рублей в течение четырех лет.
- Что станет с работниками предприятия?
- На "Западной" работает сплоченный трудовой коллектив, высококлассные специалисты. И ни у одного из кредиторов нет желания закрыть шахту. Она никуда не денется, и специалисты всегда будут востребованы - без шахтера угля не получишь.
Беседовал
Александр ПОПОВ,
"Комиинформ".