Новости Республики Коми | Комиинформ

Агентство "Комиинформ" распространяет интервью с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Александром Боровинских

Агентство "Комиинформ" распространяет интервью с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Александром Боровинских
Агентство "Комиинформ" распространяет интервью с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Александром Боровинских
logo
В конце минувшего года в Коми было принято решение о сохранении городских и районных природоохранных служб, в то время как на федеральном уровне подобные структуры были ликвидированы. С вопроса о том, кто принял такое решение и почему, корреспондент агентства "Комиинформ" начал интервью с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Александром Боровинских:

- Нам было важно сохранить дееспособные службы независимо от статуса - федеральные они или муниципальные. Поэтому мы совместно с руководством создаваемого тогда Комитета природных ресурсов по Коми обратились к Главе республики Юрию Спиридонову с предложением сохранить эти структуры. Глава эту инициативу поддержал, и его указом районные службы были переданы в введение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды республики.

Решение непростое - на содержание этих служб из бюджета республики требуется девять миллионов рублей в год. Привлекаются дополнительно 60 специалистов. Но без этих структур экологические службы попросту недееспособны, ведь десять человек аппарата в Сыктывкаре не решили бы большинства экологических проблем.

По-моему, в республике было принято правильное решение - на уровне России к этому пришли только сейчас. На специальном заседании Правительства РФ были выработаны рекомендации по созданию таких служб в субъектах федерации.

- В республике активно развивается промышленность. Не приведет ли это к конфликтам между предприятиями и природоохранными службами, так как результаты экологической экспертизы проектов не всегда могут быть положительными?

- Конечно, приведет. Но это нормальная ситуация, конфликты были, есть и будут. Промышленность должна развиваться, главное чтобы компании не пренебрегали природоохранными мероприятиями. А просто запретить освоение природных богатств, я полагаю, вредно не столько для компаний, сколько для местных жителей, ведь любое предприятие - это новые рабочие места. Если же конфликты возникают, задача обеих сторон - находить компромисс.

Нужно отметить, что сегодня компании стали грамотнее подходить к решению природоохранных задач. Раньше геологи считались одними из главных нарушителей природной среды - "благодаря" устаревшим подходам и технике. Но сейчас геологические компании стали совершенно другие, чем были десять лет назад. И это - главное достижение природоохранных органов, промышленников и просто общества.

- На чью сторону встают сами природоохранные службы в экологическом конфликте? Например, в ситуации вокруг заказника "Сэбысь", где налицо конфликт между компаниями, которые намерены осваивать природные ресурсы, и коренным населением?

- Здесь мы - не арбитры, ведь сами принимали решение по заказнику в предыдущие годы. Природоохранные органы относятся к исполнительной власти, и, естественно, мы на ее стороне. Заказник создан решением руководства республики, и оно вправе корректировать положение о нем и границы.

Мне кажется, компании могут работать там, но нанося минимальный ущерб природе, сохраняя разнообразие флоры и фауны. А возникший конфликт надо решать цивилизовано, как это делается во всем мире. Есть его величество Суд, он должен рассмотреть эти жалобы. На двух прошедших судебных заседаниях дважды принято решение в пользу исполнительной власти. Причем не только республиканской, но и районной. Но почему-то стрелки переводят именно на Главу республики, хотя первоначально все решения приняли члены совета и администрации района.

Ситуацию вокруг этих территорий, на мой взгляд, будирует ижемское землячество из Москвы. Это понятно - они сюда приезжают отдохнуть, поохотиться и порыбачить. И им безразлично, что сегодня в районе безработица, нет зарплаты, бюджет района нечем пополнять. Используя некоторых местных жителей как рупор, они выдают это за глобальный конфликт населения с исполнительной властью. А ведь далеко не все ижемцы находятся на стороне выступающих против геологоразведочных работ, так как решение по заказнику было принято в соответствии с законом. Прошли общественные слушания, получено согласие от населения, есть земельные отводы, заключения экологической экспертизы.

- Достаточно ли в республике специалистов для проведения экологической экспертизы на уровне мировых стандартов?

- Экологическая экспертиза сегодня - федеральная вотчина. Небольшой аппарат Комитета природных ресурсов по Коми, который занимается экологической экспертизой, не в силах все охватить. Но у нас есть мощный научный потенциал, который привлекается к экспертизе, - один Коми научный центр чего стоит. Имена наших ученых известны не только в республике и России, но и далеко за ее пределами. К тому же в России сейчас достаточно фирм, которые также квалифицированно занимаются экологической экспертизой, а многие проекты проходят экологическую экспертизу на федеральном уровне в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому, я думаю, нам не стоит сетовать на недостаток квалифицированных специалистов.

- Какие меры предпринимают природоохранные ведомства, чтобы улучшить экологическую обстановку в республике?

- Они традиционны и общеизвестны. Главное - экологическое образование с детского сада до предприятия. Нужно, чтобы сознание человека предотвращало любой возможный ущерб, который может быть нанесен природе. Естественно, приходится много вкладывать в охрану природы. Огромные финансовые средства выделяют природопользователи, которыми являются практически все предприятия.

Достижением можно назвать то, что нефтяники научились быстро и качественно устранять старые аварии и не допускать новые. В Усинске постоянно заменяются трубы на внутрипромысловых и магистральных нефтепроводах. За 2000 год из общего километража смененных труб 70 процентов - с антикоррозийным покрытием. Надеемся, что в скором времени трубы без такого покрытия вообще применяться не будут.

- Коллеги из газеты "Печорское время" интересуются - является ли территория города Печоры, на Ваш взгляд, экологически чистой?

- Любой город уже несет определенную нагрузку на природную среду. В Печоре загрязняет среду прежде всего железнодорожный транспорт, проходящий через территорию района. Сегодня почему-то забыли о тех специальных покрытиях, которые не позволяют угольной пыли сдуваться с эшелонов.

В Печорском районе хорошими темпами развивается нефтедобыча, а это тоже определенная экологическая нагрузка на территорию района. Лично у меня нет сведений о серьезных нарушениях со стороны нефтяников. В принципе, все нефтяные компании, работающие в Печорском районе, достаточно серьезно относятся к вопросам охраны окружающей среды. Это и "Байтек Силур", и "Парма-Ойл", и "Печорнефтегаз", и "Тэбукнефть", "Севергазпром" и другие.

Очагами загрязнения в районе остаются территории брошенных военных подразделений, на которых не проведено никаких рекультивационных работ. У всех на слуху вопрос сжигания топлива на бывших военных базах. Мы исследовали их, и результаты анализа, к счастью, не вызывают тревоги.

В целом в Печорском районе и Республике Коми окружающая среда с точки зрения экологии благоприятна для жизни человека. Хотя есть отдельные случаи загрязнения. Но напомню, что только два процента территории республики промышленно освоено. Остальные 98 процентов территории остаются той рекреационной зоной, которая вполне справляется с промышленной нагрузкой.

Беседовал Захар ВОЛОКИТИН,

"Комиинформ".