Глава Коми Вячеслав Гайзер рассказал в интервью общественно-политической газете "Невское время" о том, есть ли перспективы у северных моногородов и какой инициативы он ждет от жителей республики.
– Вячеслав Михайлович, почему на фото или перед телекамерами вы такой серьезный? Это основное выражение вашего лица?
– Это рабочее выражение лица (смеется.) Люди меня видят обычно во время рабочих мероприятий, при обсуждении каких-то важных проблем. А в такое время трудно ожидать какого-то веселья.
– А может, вы просто суровы, как все северяне?
– Я бы не сказал, что северяне суровы. Скорее более целеустремленные. На севере, чтобы застолбить свое место под солнцем, требуется больше сил. И это качество – целеустремленность – мне в северянах очень нравится. И я не хотел бы менять наш север ни на что другое.
– Ваша родная Инта сейчас переживает тяжелые времена. Как вы считаете, есть ли будущее у города с единственной работающей шахтой?
– Конечно есть. Но в Инте ситуация затянулась из-за чехарды в руководстве. Слишком много там занимались не проблемами города и его развитием, а выяснением политических отношений. Во многих других муниципалитетах все это удалось прекратить раньше. Но и в Инте, слава Богу, появились нормальные руководители. За один год и в плане развития, и в плане благоустройства сделано больше, чем за десятилетия. Всего-то и нужно было засучить рукава, объединить силы горожан и заняться делом. Шахта "Интинская" однозначно востребована. Есть возможности для развития "Интаугля" в сторону новых угольных полей, ведется разведка нефтегазовых и горнорудных месторождений. Начала работу компрессорная станция "Интинская" на участке газопровода Бованенково – Воркута – Ухта – Торжок. Это пятьсот-восемьсот рабочих мест. Добавим сюда активное развитие сельского хозяйства, как это ни смешно звучит для Приполярья. Птицефабрика "Интинская" – это единственное на всем Европейском Севере сельскохозяйственное предприятие, которое не просто работает, но и рентабельно. Более того, тянет за собой целый блок, который мы сейчас активно развиваем. Это и олени, и крупный рогатый скот. Сегодня Инта имеет свою молочную и мясную продукцию.
– Инта не единственный моногород. Можно таким же образом решить проблемы Воркуты, Емвы, Жешарта?
– По каждому из них совместно с муниципалитетами мы выработали свою стратегию. И уже сегодня реализация наших планов дает очевидный эффект. Даже по Воркуте, хотя это классический моногород, в котором очень тяжело угольную отрасль "перебить" другими секторами экономики. Но это происходит. В комплексных планах моногородов и в стратегии развития республики заложены и модернизация градообразующих предприятий, и создание других направлений развития экономики. И эти планы мы сейчас реализовываем вместе с инвесторами, с новыми хозяевами предприятий.
– У нас с советских времен повелось так, что одни города и районы живут за счет других. Активно развивались Воркута, Ухта, Усинск, а вот сельские районы выживали с их помощью. Сейчас закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" требует самоокупаемости муниципалитетов. Насколько это реально в условиях Республики Коми, где разница колоссальна?
– Но эта колоссальная разница сложилась исторически. Наиболее развитые муниципалитеты обязаны этому наличием у них полезных ископаемых. Но ведь это не заслуга города или района. Это удача, Бог так распорядился. И никакой не просчет властей Койгородского района в том, что там не ведется добыча нефти, ее там просто нет. Но мы живем в едином субъекте Российской Федерации, и нашей Конституцией гарантирован населению минимальный стандарт уровня жизни, который обязано предоставлять государство. Он должен быть и в Воркуте, и в Койгородке, и в Усинске. Но те, кто при этом активно развивается, создает новые предприятия для работы на своей территории, стремится увеличить свои доходы, должны иметь свой бонус, что ли, чтобы тратить на этот набор социальных услуг больше минимального стандарта. И это справедливо! У нас, к сожалению, инициативных людей очень мало. Активное осуществление наших крупных производственных проектов связано с присутствием в республике серьезных структур федерального уровня. И это хорошо, мы, республиканская власть, стараемся заманить их к себе. Но это киты. А вот в том, что дает возможность людям достойно жить – инфраструктура, малый и средний бизнес, – нужна инициатива снизу, только ее, к сожалению, с гулькин нос. Поэтому наша задача – разбудить людей, чтобы они поверили в собственные силы, создать им для этого все условия.
– Вы объявили туризм в качестве приоритетной отрасли? Хотя ведь вполне очевидно, что республика никогда не будет иметь от туризма таких же доходов, как от нефти, газа, леса…
– Так мы такой цели и не ставим. Мы хотим, используя наш природный, исторический и этническо-культурный потенциал, дать возможность людям, мелкому бизнесу развивать сферу услуг, зарабатывать деньги и реализовывать самих себя. Причем у нас уже есть такой вполне удачный опыт. Мы вкладываем средства в новые базы отдыха, санатории, в финно-угорский этнокультурный парк в Ыбе, туристический поезд, туристический теплоход по Печоре. Это позволит людям работать гидами, создавать пункты питания и так далее.
– Компания "Белкомур" в этом году отпраздновала пятнадцатилетие, а дорога так и не построена. Что же мешает перейти от слов к делу?
– Чтобы началась реализация проекта такого уровня, который затрагивает полстраны, необходимо понимание выгоды всех его участников. Мы взяли инициативу в свои руки, иначе бы топтались еще десять лет, после того как загнулся Инвестиционный фонд Российской Федерации в том виде, в котором задумывался. Наша республика станет железнодорожным транзитом, который позволит создать в Сыктывкаре хороший транспортный узел, откроются новые возможности развития лесной и горнорудной промышленности. За счет сокращения пути на 800 километров нашим предприятиям будет экономически выгоднее отправлять свою продукцию на экспорт. Мы предложили Владимиру Путину изменить схему реализации проекта, он дал соответствующие поручения, и мы их отработали со всеми возможными министерствами и ведомствами. И теперь я могу сказать, что все мнения сложились в одно: да, надо делать. На принципах частно-государственного партнерства мы разработали схему, которая всех устраивает. И сейчас мы работаем над тем, чтобы выйти на распоряжение российского правительства по подготовке инвестиционного конкурса и одновременно обновляем сам проект, пересчитываем возможные затраты с учетом сегодняшних реалий.
– А когда же шпалы вновь начнут класть?
– В 2018 году проект должен быть полностью реализован. Это если мы в будущем году добьемся выхода соответствующего постановления правительства и выйдем на сам конкурс. В 2013 году строительство дороги должно возобновится.