Искусственное восстановление лососевых рыб не дает нужных результатов. Единственная возможность восстановить популяцию семги в реках Коми - осуществлять контроль вылова и охрану поголовья. Во всем мире это должно происходить на трех уровнях: в море, где обитают взрослые особи, во время их миграции на нерест и на самих нерестилищах. Если хотя бы одно условие не будет выполнено, популяцию семги не восстановить. Об этом наканене говорилось на семинаре "Опыт восстановления и управления популяцией семги в Балтийском море", который проводил в Сыктывкаре Коми региональный некоммерческий фонд "Серебряная тайга".
Как сообщает Финно-угорский портал (www.finnougr.ru), главными участниками семинара стали экологи, прибывшие изучать опыт восстановления семги на реке Мезень (Удорский район) из Польши. Сотрудник Института внутреннего рыболовства (г.Гданьск) Петр Дембровски рассказал о том, что программа искусственного восстановления лосося в Балтийском регионе стартовала в середине 1990-х годов. На сегодня там лишь в 43 реках существует нерест, в 29 реках - сохранилась оригинальная популяция лосося. Это несмотря на все усилия, которые прилагают для сохранения этой рыбы две международных организации - NASCO и Балтийский и международный морской совет (БИМКО). Главные задачи по восстановлению лосося, которые стояли перед организациями - достижение 50 % репродуктивной возможности рек, а также сохранение рыболовства лосося. Реки Европы зарыбляли искусственно, выпуская в них лосося на стадии смолтов (молодняка). В результате полностью восстановить популяцию не удалось, и только в одной реке успешность искусственного восстановления была доказана. Проблемы, с которыми столкнулись экологи - изменение уровня воды из-за масштабных вырубок леса, выпрямление русел рек и большое количество миграционных барьеров, таких, как плотины.
Несмотря на это, по мнению Дембровски, балтийские реки по продуктивности несравнимо лучше рек Коми. Поездка по Мезени показала, что только в верхней части реки есть потенциал для восстановления семги. "В Коми три большие реки, где водится семга. Если здесь перегородить одну из них, наступит конец всей популяции рыбы. Чтобы погубить имеющуюся популяцию, достаточно одной плотины или бригады браконьеров", - поделился П.Дембровски.
Ученый отметил, что на Мезени слишком мало нерестовых мест, все они требуют усиленной охраны. В глаза польским ученым бросилось также все многообразие способов незаконного вылова рыбы. Особенно много нарушений обнаружилось на территории Архангельской области. "Там каждый делает то, что сам считает полезным для себя, и никто давно уже не видел рыбнадзора", - пояснил руководитель фонда Пшемыслав Маевски.
Дембровски обозначил собственное видение восстановления популяции семги в Коми. Здесь, считает ученый, изменение популяции за счет зарыбления не требуется. Искусственно выведенная семга нарушит экологический баланс в реках, что может привести к исчезновению более слабых особей, выросших естественным путем. Искусственные особи уничтожат натуральных рыб.
Во время экспедиции на Мезень экологи видели мальков семги и считают, что при определённых условиях популяция семги самовосстановится.
П.Маевски пояснил, что это мнение не меняет стратегию фонда "Серебряная тайга". "Сейчас нет причин делать искусственное восстановление, но мы еще думаем над этим вопросом, поскольку в реках Коми могут быть притоки, где семга исчезла вообще, там ее все же придется искусственно восстанавливать. Хотя никакое восстановление не поможет, пока у реки нет хозяина. Даже искусственной семги не хватит, чтобы накормить всех браконьеров", - заключил эколог.