1 июня – Международный день защиты детей. Слова "защита прав ребенка" не теряют свою актуальность. До сих пор есть немало угроз, которые способны превратить детство в настоящую проверку на выживаемость – это и беспризорность, и ведущая к ней безнадзорность.
Беспризорные дети – проблема, возникшая не сегодня и не вчера. Она имеет достаточно долгую историю. Впервые беспризорность приняла угрожающий характер в России после революционных событий 1917 года. Но уже к середине 30-х годов XX века массовая беспризорность в Советском Союзе была ликвидирована в результате принятия целого ряда мер.
Понятно, что этот успех был достигнут благодаря работе военизированного государственного механизма воспитания и принуждения.
И с распадом СССР явления беспризорности и безнадзорности вновь заявили о себе. Это произошло по целому ряду причин. Серьезные проблемы в экономике привели к снижению числа и доступности различных детских учреждений, летних лагерей, музыкальных и художественных школ, спортивных секций.
Одновременно с этим проявился и кризис семьи. Рост бедности, разрушение нравственных устоев: все это привело к тому, что стали забываться фундаментальные человеческие ценности. Отсюда – возмутительные случаи насилия по отношению к детям, случаи проявления жестокости даже со стороны самих родителей.
Да, уже в 1990-е годы у нас были предприняты определенные попытки создать новую систему реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Однако общая стратегия государственной деятельности в этой сфере, в условиях глубочайшего кризиса управления, оказалась выстроена неэффективно. Тогда не были обеспечены ни профилактическая направленность, ни должная координация работы, ни необходимое финансирование.
Безусловно, одно лишь увеличение числа специализированных учреждений для беспризорных и безнадзорных детей не решит проблемы. Необходимо бороться не только с последствиями, но и с причинами негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию. Какие могут быть предложены приоритеты?
Во-первых, требуется полный учет всех неблагополучных семей и программы по выведению их из группы риска. Это и помощь в трудоустройстве родителей, и лечение от алкоголизма, и содействие в нормализации внутрисемейных отношений. То есть – обеспечение постоянного патронажа неблагополучных семей, включающего услуги психологов и других специалистов.
Во-вторых, нужна общегосударственная система учета беспризорных и безнадзорных детей, пропавших детей, которых разыскивают родители.
В-третьих, необходим единый координирующий центр совместной деятельности органов власти и учреждений социальной сферы в регионах и на местах, отвечающих за разные проблемные стороны детства (инвалидность, бездомность, сиротство, правонарушения).
В-четвертых, должна развиваться соответствующая инфраструктура, которая бы учитывала специфику социализации всех категорий детей. Тем более эта задача актуальна в период каникул. Нужно создать все условия, чтобы свободное время у детей не становилось головной болью для родителей и не приводило к безнадзорности.
В-пятых, очень важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновление, опеку и попечительство, приемные семьи. Здесь придется побороть сложившиеся стереотипы: соцопросы показывают, что лишь 4% граждан России могут твердо сказать о своем желании усыновить ребенка.
В заключение хочу сказать следующее. Каждый гражданин в развитии страны видит и свои перспективы. Применительно к нашим детям эти перспективы должны заключаться в понятных и доступных возможностях получить образование, вырасти полноправными членами общества, а для беспризорников – в возможностях вернуться в нормальную жизнь. Но государственные усилия в этой области приведут к успеху только при одном условии: если в нашем обществе не будет места равнодушию по отношению к детям.