Новости Республики Коми | Комиинформ

Особо охраняемые природные территории Коми нуждаются в определении четких границ

Особо охраняемые природные территории Коми нуждаются в определении четких границ
Особо охраняемые природные территории Коми нуждаются в определении четких границ
logo

Дальнейшее функционирование ООПТ регионального значения все чаще ставится под сомнение как не соответствующее вновь формирующемуся федеральному законодательству. Такое мнение высказал начальник департамента Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Евгений Изъюров на всероссийской научно-практической конференции "Современное состояние и перспективы развития сетей особо охраняемых территорий Европейского Севера и Урала" сегодня, 9 ноября.

По его словам, такие вопросы стали возникать в связи с принятием федеральных законов в области охраны и использования отдельных видов природных объектов и ресурсов (Водного, Лесного, Земельного кодексов, "О животном мире", "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"), установивших федеральную собственность на лес, водные объекты, животный мир, охрана которых в соответствии с действующими нормативными актами осуществляется отдельными уполномоченными органами.

Вместе с тем, и сам закон об ООПТ, и Земельный кодекс РФ однозначно позволяют существовать республиканским заказникам и памятникам природы на землях, находящихся в федеральной собственности. Согласно нормам закона, заказники и памятники природы могут создаваться как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у их пользователей, владельцев и собственников. Именно по такой схеме и образованы все республиканские ООПТ.

Закон об ООПТ установил, что особо охраняемые природные территории регионального значения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В республике решения об образовании ООПТ принимались Советом Министров Коми АССР, а позднее Правительством Республики Коми. И именно решения правительства, которыми устанавливались границы охраняемых территорий и режим их особой охраны, должны являться основным документом при вынесении этих территорий в Лесном плане Республики Коми, лесохозяйственных регламентах лесничеств, а также градостроительных документах.

Вместе с тем, анализ лесных документов показывает, что выносимые на них границы ООПТ очень часто не соответствуют актам. Бывает и так, что охраняемые территории вовсе не отражены на лесных материалах. "Это приводит к случаям, когда хозяйствующие субъекты, обращаясь к нам за согласованием места проведения работ, и не получая его из-за наличия ООПТ, оказываются в недоумении в связи с тем, что акт выбора земельного участка согласован лесниками, словно в месте расположении проектируемого объекта ООПТ отсутствуют", - отметил Е.Изъюров. Из-за таких ошибок в ряде случаев, чтобы обойти территорию ООПТ, заказчику приходится нести дополнительные затраты, связанные с перепроектированием объекта.

Таким образом, необходимо определить четкие границы ООПТ, законодательно определить четкие полномочия федеральных и региональных органов государственной власти  в области управления ООПТ.