- Горная геология и геофизики за последние 20 лет развалены в России. Изучением состояния пластов практически никто не занимается. Поэтому шахтеры работают по старым разведанным схемам, по старым характеристикам пластов, которые остались в наследство от советской власти. Об этом в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявил член Общественной палаты РФ, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук.
-
- По его словам, сегодня говорить о доразведке этих пластов и понимания, что же там внутри пласта, сложно. "Потому что нужно бурить скважины, заниматься специальным оборудованием. Но таких служб в России нет. "Поэтому отсюда и происходят и то, что произошло на шахте Распадская, выброс метана, взрыв, до конца никто не может сказать, потому что аварийный участок затоплен", - заявил он.
-
- Во времена СССР, считает профлидер, система безопасности в шахтах была жестче, чем сейчас.
"Многого можно было бы избежать, если бы были более жесткие требования, ответственность, прежде всего руководителей горных работ за обеспечение безопасности условий труда. К сожалению, сегодня на безопасность мало кто обращает внимание. У нас есть допустим, старые нормативы посещения горных выработок вплоть от генерального директора, технического директора, директора шахты, специалиста, начальников участков, которые зачастую не соблюдаются и у нас есть главные инженеры шахт, руководители шахт, которые месяцами не ходят в шахту под землю. И которые говорят: я и так все знаю, что там может произойти нового. Государство должно разработать эти требования, они должны быть узаконены и каждый руководитель, работая на особо опасном предприятии, должен знать, какова ответственность его за нарушение техники безопасности, тем более гибель людей", - сказал Иван Мохначук.
За каждое нарушение, считает он, законодательно должно быть прописано наказание, "чтобы судья как таблицу умножения, дважды два четыре, извини, не докажешь, что это пять. Потому что это четыре. Отвечай".
- "Я не сторонник сажать людей в тюрьму. Потому что мы его посадим, а он будет сидеть на нашей с вами шее, на бюджете, мы будем содержать еще и кормить. Но когда штрафы будут как в США, директор шахты за нарушение правил безопасности, которое может повлечь гибель людей, платит штраф 250 тысяч долларов. За первичное нарушение. Если он их не заплатит, то его дети заплатят, его семья пойдет по миру. И руководитель, приходя на работу, организуя работу, давая наряд на работу, он прежде всего думает о безопасности. Я был в Австралии, на шахте, начальник участка дает наряд рабочему, 20 минут каждую смену рассказывает одно и то же по безопасности труда. И у любого в подкорке сидит, что, идя на работу, не вздумай нарушить безопасность. А у нас дают наряд как, вот ребята в шахте то-то, даете тысячу тонн угля за смену, расписались, пошли. А безопасность? А какая, вы что не знаете, что делать? Вот и вся безопасность. Отсюда отношение. Каждый живет надеждой, что беда не случится. И это не система, потому что взрыв на Распадской страшный, но на 170 тысяч работающих в прошлом году у нас погибло 58 человек, 40 человек погибло на подземных работах, причем там есть случаи дикие", - рассказал профлидер.
-
Сейчас, отметил Иван Мохначук, в части безопасности на производстве в угольной промышленности "есть достаточно большое движение".
- "После взрыва на шахте Распадская есть ряд поручений со стороны правительства. Прежде всего, протоколы Путина и Сечина, по которым мы разрабатываем программу развития угольной отрасли до 2030 года. С определением определенных параметров развития угольной отрасли. И использованием науки. Сегодня разрабатывается разделение правил охраны труда, правил безопасности в угольных сланцевых шахтах. Пересматриваются тарифно-квалификационные подходы и определяются новые стандарты и требования к рабочим, к ИТР и ряд других нормативных документов, технические регламенты и требования к горному машинному оборудованию. Новые технологические схемы и карты разработки угольных пластов. С учетом современных требований. Я думаю, что после принятия ряда нормативных документов, в том числе и ужесточение ответственности работодателей и лиц надзора за обеспечением безопасности труда, в том числе нормативные документы по обеспечению безопасности со стороны самих работников. В целом это даст возможность улучшить намного безопасность труда на угольных шахтах России. Но хочу подчеркнуть, избежать на сто процентов отсутствие инцидентов с гибелью шахтеров, я боюсь, что не удастся. Потому что ни в одной стране мира это не удается. Ни в США, ни в Германии, ни в Австралии, ни в Южной Африке. Ни тем более в Китае и других странах. У нас такая отрасль, что, к сожалению, не можем мы полностью избежать. Строители тоже хорошая профессия. Вроде бы мирная. Но тоже там люди погибают", - подчернул Иван Мохначук
По его словам, надо "понимать простую вещь, что основная цель наших собственников и работодателей – получение прибыли. Если не будет жесткого кнута, контроля, то они будут пытаться получить любой ценой прибыль, при этом на собственника можно воздействовать только двумя путями. Он боится двух вещей: потери денег либо лишения свободы. Поэтому возможность лишения денег собственника в виде штрафов, наказаний за несоблюдение каких-то условий, на мой взгляд, это более действенная мера. Я не сторонник сажать людей в тюрьму, потому что они не настолько опасные преступники с точки зрения общества, а вот за какие-то нарушения должны нести очень крупную финансовую ответственность", - заявил лидер Росуглепрофа..
Кроме того, по его мнению, нужно повышать уровень условно постоянной зарплаты шахтеров, чтобы она как можно меньше зависела от объемных показателей. "Она должна в большей степени зависеть от качественных показателей", - заключил Иван Мохначук. -
Новости Республики Коми | Комиинформ
Без жесткого кнута собственники будут пытаться получить прибыль любой ценой - Иван Мохначук
Комиинформ