На минувшей неделе президент России Дмитрий Медведев поручил правительству совместно с заинтересованными общественными организациями разработать проект основ экологической политики РФ до 2030 года. Он также дал поручение региональным властям и кабинету министров оценить накопленный экологический ущерб и разработать перечень мер по его ликвидации. В связи с этим ИА "Комиинформ" попросило оценить экологическую ситуацию в Коми Сыктывкарского межрайонного природоохранного прокурора Исламудина Астарханова.
- Исламудин Магомедович, как Вы сейчас оцениваете экологическую обстановку в республике?
- По воздействию человека на природу наш регион по сравнению с другими вполне благополучен. Почему? В советские времена в Инте, например, было 5 шахт, осталась 1. В Воркуте было 11, стало 6.
- В Коми заготавливали 28 миллионов кубометров леса в год, а сейчас до 7 не дотягиваем. Если бы вы тогда поехали в горы рядом с Интой, то заметили бы огромное количество геолого-разведывательных экспедиций - ежедневно вертолеты перевозили до 20 бортов. Сегодня там остался, насколько помню, только один вертолет, который перевозит геологоразведчиков. В общем, спад экономики пошел природе только на пользу.
- - Неужели с развитием технологий воздух становится чище?
- - Я вообще поклонник Советского Союза, особенно в части социального устройства общества, но сегодня стали намного строже требовать соблюдения правил экологической безопасности. В Советском Союзе не было закона о промышленной безопасности. Мы регулярно смотрим статистику проверок, которые проводит Росприроднадзор. Да и сами специалисты контролирующих органов рассказывают о том, что сейчас не увидишь такого количества заброшенных труб, старых бульдозеров, и денег в промышленную безопасность вкладывают все больше.
- - Как отработала ваша прокуратура в 2010 году?
- - За 5 месяцев нами проведено более 100 проверок. Мы внесли 49 представлений о нарушении природоохранного законодательства. По результатам рассмотренных - 34 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 49 к административной, 91 заявление направлено в суд, 63 рассмотрено и удовлетворено. В основном это нарушения закона о лесопользовании и об отходах промышленного потребления.
-
- - Что Вы считаете главной бедой республики?
- - Конечно, свалки. У нас ведь нет ни одной, которая бы полностью соответствовала требованиям законодательства. Отсутствуют новые полигоны для отходов, а те, что есть, эксплуатируются с незапамятных времен, и требования к этим объектам с тех пор сильно изменились. Раньше, например, не было закона об отходах производства и потребления, он появился только в 1998 году. Еще одно новое понятие - нормирование в сфере охраны окружающей среды - сколько загрязняющих веществ на единицу выпускаемой продукции должно быть выброшено в атмосферу или в сточные воды. К полигонам отходов сегодня очень серьезные требования. Только одна свалка на всю республику - в Вуктыльском районе, построенная в 2003 году "Газпромом", - более или менее соответствует требованиям.
- - Какие требования не выполняются и почему?
- - Во-первых, должны быть хозяева. Конечно, полигоны как бы числятся при местных администрациях, но нет определенной организации, которая свалку эксплуатирует и несет за нее ответственность, следит за ее состоянием, производит мониторинг влияния на окружающую среду, замеряет состояние атмосферного воздуха над свалкой, состояние грунтовых вод под свалкой. Это дорогое удовольствие. Пробурить скважину стоит около 800 000 рублей, да еще нужно заплатить за проверку воды. Разве что райцентры могут позволить себе заложить в бюджет нужную сумму на содержание полигона. Потом, даже если вы свалку закроете, по закону за ней нужно следить, пока полностью не прекратится негативное воздействие. В общем, при прочтении закона становится ясно, что соблюсти все требования, особенно в селах, почти невозможно.
- - Какой выход природоохранная прокуратура видит из этой ситуации?
- - В 2008 году в законе об отходах потребления появилось новое понятие - площадкт (места) накопления отходов. Это сделано нашими законотворцами специально для организаций, которые хранят у себя на площадках, например, железный лом. Держать отходы там разрешается до 6 месяцев, а потом нужно их либо сдавать по назначению, либо захоранивать. К этим площадкам предъявляются несколько иные требования, чем к полигонам - не нужно проверять их состояние и влияние на окружающую среду, да и лицензии в сфере обращения с отходами не ребуется. Использование таких площадок - ближе к закону и ближе к нашим реалиям, поэтому мы предложили сельским поселениям строить именно такие площадки. Предложили год назад, но ни одной действующей нет до сих пор. Только недавно к нам обратился глава одного из сельских поселений Сыктывдинского района - захотел организовать у себя такое место накопления...
- - Где в нашей республике меньше всего следят за чистотой?
- - Под Сыктывкаром. В Седкыркеще, в Заречье люди постоянно жалуются, что у них накапливается мусор, и нет такой организации, которая бы вывозила мусор, а вот в Прилузском и Сыктывдинском районах властями уделяется достаточно много внимания состоянию свалок, во многих селах есть даже контейнеры для сбора отходов. Да, мы прошлись с проверкой по Сыктывдинскому району, предъявили иски администрации именно по поводу состояния свалок и потребовали, чтобы их привели в соответствие, обеспечили требование законодательства и даже дали им на это год. Они не успели за год ничего, попросили отсрочку, денег у них, естественно, недостаточно, но, тем не менее, в ходе проверки мы убедились, что они делают все, что могут.
- - Как решается вопрос с устранением нарушений?
- - Чаще всего к нарушителям применяется административное законодательство, к ответственности мы привлекаем не отдельных лиц, а организации. Для нас главное, и это требует от прокуроров и генеральный прокурор, и прокурор республики, чтобы выявленное нарушение было устранено, мы требуем исполнения и реального устранения нарушений. Если речь идет о свалке, чтобы она была приведена в надлежащее состояние. С нарушителями мы боремся до последнего, решение судов исполняется. Однако нарушителям мы идем на встречу - приходится. Понимаем, что деньги на устранение есть не у всех, поэтому и сроки на приведение свалок в соответствие назначаем разные. А что остается? Допустим, организация не продлила лицензию на водопользование – добычу подземных вод для питьевого водоснабжения. Закрыть скважину - равносильно тому, чтобы запретить людям пить! В этом случае скважину мы не требуем закрывать, хотя такая возможность содержится в законе, а возлагаем обязанность привести в порядок все документы – получить право на водопользование и назначаем определенный срок. А вообще дело охраны окружающей среды - это дело, прежде всего, нас самих. Насколько чисто, аккуратно будем содержать свой город, свое село, настолько же от этого будет зависеть наше здоровье и наше будущее...