Новости Республики Коми | Комиинформ

Вячеслав Гайзер назвал самую большую беду и болевую точку Коми

Вячеслав Гайзер назвал самую большую беду и болевую точку Коми
Вячеслав Гайзер назвал самую большую беду и болевую точку Коми
logo

Самая большая беда в Коми - дороги. Об этом заявил глава региона Вячеслав Гайзер в интервью "Невскому времени".
"Почти 40 процентов населенных пунктов Коми, например, не имеют устойчивой связи региональными автодорогами с твердым покрытием. Денег на строительство новых дорог в региональном бюджете катастрофически не хватает, а Росавтодор, к сожалению, федеральными субвенциями нас не балует. Для того чтобы связать в единую асфальтовую сеть хотя бы районные центры южной и центральной части Коми, потребуется 48 миллиардов рублей, а годовой консолидированный бюджет республики составляет 43,9 миллиарда. До кризиса мы выделяли на строительство дорог по 3,5 миллиарда рублей в год, а в текущем году смогли найти только 1 миллиард, причем 800 миллионов из этой суммы пришлось отвлечь на обслуживание, текущий ремонт дорог. На новое строительство, таким образом, остаются копейки", - рассказал губернатор.

Он также отметил, что одна из болевых точек региона – состояние малого и среднего бизнеса Коми. "Он у нас давно находится в "подростковом" состоянии и без поддержки властей вряд ли повзрослеет. Жизнь показала: когда большие комбинаты начинают трещать, экономику региона могут спасти только небольшие предприятия. Власть может создать для этого бизнеса благоприятные условия. Вокруг гигантов необходимо создавать кластеры малых предприятий. Также важное направление в ближайшие годы – это переработка природных ископаемых: уголь, нефть, лес необходимо перерабатывать на месте, а не везти потребителю в виде сырья", - считает глава Коми.

Из ископаемых, которыми богата Коми, отметил он, сегодня на мировом рынке востребована в большей степени только нефть. "А наша доля нефти заметно меньше, чем в ХМАО. Добычей же других ресурсов коммерсанты займутся только тогда, когда возникнет благоприятная конъюнктура. Большинство разведанных природных ископаемых остаются в земле еще и потому, что территория Коми с огромными расстояниями, большим энергопотреблением и удаленным от портов транспортным плечом – не самый удобный регион. Словом, инвестор крепко задумается, прежде чем вкладывать сюда деньги. В Коми много бокситов, есть крупнейшее в России их месторождение, но бокситы как возили из Гвинеи, так и везут, потому что это дешевле. Морские перевозки даже из Африки дешевле железнодорожных", - сказал Вячеслав Гайзер.

Говоря о проектах,  которые имеют не региональное, а стратегическое общероссийское значение, он выделил строительство железной дороги Белкомур (Белое море – Коми – Урал). Эта трасса позволит соединить в единое логистическое целое сразу три региона: Республику Коми, Пермский край и Архангельскую область с выходом на Белое море. "К сожалению, до реализации этого проекта еще далеко, хотя идея появилась еще в 1930-х годах, Белкомур – очень дорогой проект: свыше 100 миллиардов рублей в ценах 2010 года. На северном и южном участках будущей трассы предстоит проложить почти 800 километров полотна, в том числе 250 километров по территории Коми. Но игра стоит свеч: спрямляющая магистраль сократит пробег грузовых составов с Урала до Белого моря сразу на 700 километров. Построить такую дорогу недолго, были бы деньги. В 2009 году проект прошел инвестиционную комиссию, теперь предстоит правительственная. Совместно с руководством Пермского края и Архангельской области мы приложим все усилия, чтобы она состоялись. Только после одобрения этой комиссии Белкомур может надеяться на финансирование из федерального бюджета. Небольшие участки будущей дороги, кстати, уже прорублены, произведены отсыпки грунта и другие подготовительные работы", - заявил губернатор.

По его мнению, в итоге реализации этого проекта принципиально изменится экономика действующих предприятий. "Они будут значительно конкурентоспособнее, так как в разы сократится путь ресурсов к потребителю, а значит – железнодорожный тариф. Воркутинский уголек тогда будет покупать не только его собственник – "Северсталь", но и другие меткомбинаты. Благодаря Белкомуру может стать перспективным и экспорт нашего заполярного угля. Появятся тысячи новых рабочих мест, так как железная дорога вовлекает в хозяйственный оборот любую индустрию, которая находится рядом с ней, например лесопромышленный ком­плекс. Но в суровой действительности сырье из Коми везут к портам окружным путем, через Северную железную дорогу, а далее – по Октябрьской и другим", - сказал Вячеслав Гайзер.