"Как практикующий юрист я удивлен самим фактом возможности возбуждения подобного дела". Так прокомментировал "Комиинформу" Виктор Козлитин - защитник Алексея Пулялина, осужденного на пожизненное заключение за поджог ухтинского торгового центра "Пассаж", информацию о возбуждении уголовного дела в отношении замначальника исправительной колонии -56 в Свердловской области Сергея Вавилова, который, по версии следствия, требовал от осужденных Антона Коростелева и Алексея Пулялина отказаться от своих показаний.
Напомним, 6 марта официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин объявил о возбуждении дела. Он напомнил, что осужденные на пожизненное заключение за поджог ТЦ "Пассаж" Антон Коростелев и Алексей Пулялин в феврале написали ходатайства в прокуратуру о том, что они желают предоставить дополнительные сведения о заказчиках данного преступления.
Для проверки обращений осужденных в колонию выезжали сотрудники, входящие в состав следственной группы. В ходе проверки от осужденных поступили заявления об оказании на них психологического воздействия со стороны должностных лиц колонии ИК-56 ГУФСИН РФ по Свердловской области, требовавших от них отказаться от показаний, изобличающих заказчиков и организаторов поджога. По версии следствия, Вавилов, находясь в жилой зоне колонии, потребовал от осужденного Коростелева отказаться от дачи показаний, доказывающих вину организаторов и заказчиков поджога ТЦ "Пассаж". Однако добиться своего ему не удалось: в колонию сразу же после получения прокурором Коми письма от заключенных выехал сотрудник следственного управления СКП РФ по Коми, который взял у Антона Коростелева и Алексея Пулялина детальные показания по обстоятельствам поджога.
Как добавили в СКП РФ, на самих заключенных не было обнаружено никаких телесных повреждений. Однако в результате проверки уральские следователи пришли к выводу, что на заключенных оказывалось "психологическое давление".
"Если поинтересоваться у прокурора по надзору за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях любого региона России, есть ли у вас жалобы на оказание давления со стороны администрации, поступит положительный ответ. Однако процент возбужденных дел по таким жалобам по всей стране в тысячу раз меньше, чем процент оправдательных приговоров. Если осужденный жалуется на начальника, говорит, что тот на него давил, чтобы он кого-то оговорил или дал показания, везде идут отписки, что такого не было. И тот факт, что в Ивдельской колонии вдруг возбудили подобное дело, наводит на определенные выводы", - высказал свое мнение ухтинский адвокат.
Между тем Виктор Козлитин получил официальный ответ на свое заявление о проведении проверки, направленное прокурору Ивдельской прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях Сергею Симонову. "Он сводится к тому, что меры были приняты незамедлительно, был опрошен Пулялин, который заявил, что все делает добровольно, по результатам проведенного медосвидетельствования никаких телесных повреждений на нем не обнаружено. Отмечу, что я просил, чтобы проверка была проведена незамедлительно и при моем участии, однако мне заявили, что правовых оснований для моего допуска к Пулялину нет", - добавил собеседник информагентства.
Он сообщил, что не смог попасть к осужденному и 22 марта, получив отказ на основании того, что Пулялин отказался от услуг адвокатов. Однако родные заключенных смогли встретиться с детьми. "Отец Пулялина видел сына на прошлой неделе. Во время их разговора в помещении присутствовал сотрудник исправительной колонии, который следил за всеми их действиями. На все вопросы, которые так или иначе касались дела по которому они отбывают наказание, Алексей Пулялин молчал и не говорил, и по мнению отца, он просто не мог ничего сказать в связи с тем, что свидание проходило в присутствии третьего лица", - добавил защитник, отметив, что по закону следующее свидание отца с сыном может состояться только через год.
"Как сказал мне отец Пулялина, после встречи с сыном он еще больше стал уверен, что они ни причем, что он не совершал этого страшного преступления", - подчеркнул адвокат.
Он еще раз отметил, что не верит в добровольность действий Алексея Пулялина и Антона Коростелева. "Я верю в хорошо организованную психологическую обработку. Дело, по которому они осуждены, неоднозначное. Оно влечет за собой другие дела, для успеха которых нужна была поддержка со стороны Пулялина и Коростелева. Уверен, что ребята себя оговаривают, и в результате какой-то оперативной игры и каких-то обещаний и посулов, и, возможно, какого-то давления, приняли на себя обязательство отказаться от адвокатов", - подчеркнул Виктор Козлитин.
По его словам, защитники, принимавшие участие в деле о поджоге торгового центра, завершают подготовку жалобы в Страсбургский международный суд (Европейский суд по правам человека). "Это вопрос одной-двух недель. Сейчас мы оттачиваем все детали, чтобы моменты, которые отображены в жалобе, имели конкретные ссылки на конкретные тома и листы дела, и наша жалоба имела вес для суда. После она будет отправлена", - заверил собеседник информагентства.