Новости Республики Коми | Комиинформ

Агентство "Комиинформ" распространяет текст доклада Главы РК Госсовету РК о положении в республике и программу деятельности на 2000-2001 годы, с которым Глава РК Ю.Спиридонов выступил перед де-путатами Госсовета РК 15 марта 2000 года (часть II)

Агентство "Комиинформ" распространяет текст доклада Главы РК Госсовету РК о положении в республике и программу деятельности на 2000-2001 годы, с которым Глава РК Ю.Спиридонов выступил перед де-путатами Госсовета РК 15 марта 2000 года (часть II)
Агентство "Комиинформ" распространяет текст доклада Главы РК Госсовету РК о положении в республике и программу деятельности на 2000-2001 годы, с которым Глава РК Ю.Спиридонов выступил перед де-путатами Госсовета РК 15 марта 2000 года (часть II)
logo
Агентство "Комиинформ" распространяет текст доклада Главы РК Госсовету РК о положении в республике и программу деятельности на 2000-2001 годы, с которым Глава РК Юрий Спиридонов выступил перед депутатами Госсовета РК 15 марта 2000 года.

Надо продолжить работу по созданию межрегиональных компаний с участием угольщиков, металлургов, энергетиков. Главное - найти союз-ников, работать и развернуть государственные умы в руководстве Рос-сии в сторону таких очевидно выгодных для Федерации проектов.

Намечены меры активизации непосредственного участия банков-ского капитала в финансировании инвестиционных проектов, организа-ции выпуска и обслуживании облигационных займов. Банки должны взять на себя не свойственную для правительства республики работу по кредитованию предприятий. Бюджет – не кредитная организация, нам надо когда-нибудь поставить все на свои места. Тем более, что банки уже выстраиваются в очередь со своими финансовыми ресурсами для участия в развитии производства, развития промышленности нашей республики.

Сегодня вместе с восстановлением инвестиционного имиджа рес-публики растут и объемы иностранных капиталовложений. Необходимо улучшить качество инвестиционных проектов, бизнес-планов до уровня международных стандартов, настойчиво представлять их на финансо-вые рынки, сопровождать вплоть до заключения контрактов. Нужно мак-симально использовать возможности международной организации по промышленному развитию ЮНИДО, представительство которой начало работу в нашей республике.

В отличие от других регионов и нужно ломать эту психологию, что кто-то к нам придет. У нас стратегия в инвестиционной политике у прави-тельства одна – создать такие условия для инвестора, чтобы он спешил в республику и с радостью здесь работал. Для этого мы должны обеспе-чить гарантии его инвестиций и создать предпосылки того, чтобы произ-водство развивалось. Для чего это нужно? В ОАО "Тэбукнефть" сме-нился владелец, и теперь этот отечественный инвестор создал практи-чески за год тысячу новых рабочих мест. Разработка бокситов позволила создать более двухсот рабочих мест. Приход в республику "ЛУКОЙЛА" дал еще около четырехсот рабочих мест. Там, где развивается произ-водство, появляются и новые рабочие места.

Необходимо, хоть это и трудно, завоевать и доверие населения как потенциального инвестора и участника рынка ценных бумаг. Это очень большая работа, надо ломать психологию – не лекциями и поста-новлениями, а делом, чтобы люди видели, что могут участвовать в инве-стировании экономики и иметь от этого дополнительный доход. При лю-бом раскладе надо добиваться реальных шагов по финансированию фе-деральных программ экономического и социального развития республи-ки. Задача эта нынче архисложная, особенно в связи с тем, что в России никак не отойдут от старых стандартов: кто хорошо работает, тому не дают, а наоборот, заработанное отбирают и отдают бездельникам. По-добное происходит и при реализации федеральных программ. Не ис-ключено, что в ближайшем будущем в регионах, где работают лучше, федеральные программы начнут сворачивать. Нам это очень и очень не нужно.

Успех устойчивого развития прямо зависит от активной финансо-во-бюджетной политики. Главной задачей на 2000 год остается увеличе-ние доходной части бюджета и обеспечение его бездефицитности.

Необходимо наращивать налогооблагаемую базу, не допускать ее разбазаривания, по всей строгости спросить с тех собственников и руко-водителей, которые ищут любые уловки ухода от налогов: от подставных компаний до наличных в дипломатах.

Будет продолжена линия на увеличение денежных расчетов, уменьшение налоговых льгот, ужесточение мер к нарушителям бюджет-ной дисциплины.

Надо ускорить распутывание долговых узлов в обоих направлени-ях - бюджета республики прежде всего перед предприятиями и банками, и предприятий перед бюджетами. Указы Главы Республики Коми на этот счет приняты. Они предусматривают беспрецедентные по либерально-сти меры. Мы начинаем с себя и ждем ответных шагов. Уверяю вас, добровольных ответных шагов не будет – они будут принудительными, экономически принудительными.

Приоритетными в расходовании бюджетных средств будут зара-ботная плата в бюджетной сфере, детские пособия, другие наиболее значимые социальные выплаты, оплата коммунальных услуг в объеме текущей заработной платы, с погашением долгов, расчеты по газовой составляющей. По-прежнему бюджетные расходы будут строго лимити-рованы.

В новых условиях нам придется решать вопросы собственности. Надо четко разграничить государственную собственность и частную. Не-допустимо, когда государственные ресурсы, доли в предприятиях, где участвует государство, уходят частным лицам. Нужно значит усовершен-ствовать законодательную базу, организовать эффективную работу ис-полнительной власти, правительства республики, правоохранительных органов в отношении контроля собственности.

Необходимо коренным образом реформировать управление гос-собственностью, перейти от поверхностного контроля к прямому управ-лению путем назначения государственного управляющего, отвечающего за результаты.

Рычаги воздействия у правительства есть, надо жестче ими поль-зоваться, вплоть до возврата собственности. Было время разбрасывать камни, пришло время собирать камни. А разбросанные самими собирать всегда труднее.

Система банкротства должна быть подчинена государственной целесообразности. Мы не удовлетворены сегодня работой территори-ального агентства федерального управления по делам о несостоятель-ности (банкротстве) и его директора, в частности. Система банкротства такая, что многие руководители воспринимают санацию как сброс долгов и не подкрепляют ее реформированием собственности, реструктуриза-цией производства и управления, кадровым обновлением, новой идеоло-гией хозяйствования. Санация превратилась в грабеж государства, в грабеж бюджета. Слишком лихо мы объявляем банкротов и за счет бюд-жета, потом то ли восстанавливаем, то ли не восстанавливаем предпри-ятие. Во всяком случае, не могу привести вам яркого примера, чтобы предприятие-банкрот было продано и бюджетные затраты возмещены.

Необходимо скорректировать реформу жилищно-коммунального хозяйства. Постепенное снижение доли бюджетной подпитки должно со-провождаться улучшением качества услуг и системы управления, созда-нием конкурентной среды, развитием самоуправления жилищным фон-дом, упорядочением льгот. Нужно сделать все, чтобы эти услуги были стабильны, высококачественны и, естественно, оплачивались. А бюджет будет выступать как регулятор между малоимущими и теми, кто может сам заработать, чтобы рассчитаться за жилищно-коммунальное обслу-живание. В Коми сегодня один из самых низких показателей оплаты за электроэнергию частными лицами. Поэтому с этого и начинаются обыч-но наши переговоры с руководством РАО "ЕЭС России".

В 2000-2001 годах будет продолжена аграрная и земельная ре-форма. В числе приоритетов - создание в аграрном секторе эффектив-ных, рентабельных хозяйств, развитие перерабатывающих производств, расширение сбыта продукции, поиск дополнительных источников дохо-дов и занятости сельского населения.

В государственной поддержке села остается дифференцирован-ный подход. Будут приняты меры по упорядочению земельных отноше-ний, совершенствованию земельного кадастра, правовому регулирова-нию механизма аренды земли. В России все равно будет выстрадан и принят закон о том, что земля – это собственность. Речь идет о первич-ном капитале, который получит крестьянин с правом купли-продажи зем-ли, с правом иметь постоянный источник для своего существования. Го-сударство вправе наделить крестьянина землей или продать ему ее по очень низкой, условной цене. И у него появится капитал – земля. Если бы в России одновременно с нашей республикой были приняты такие же законы о собственности и о земле, которые приняты в Коми, уверяю вас, сегодня мы бы значительно меньше ввозили бы сельскохозяйственной продукции.

В числе первоочередных задач в социальной сфере правительст-во республики намечает обеспечить своевременную выплату зарплаты в бюджетной сфере, еще раз хочу напомнить о детских пособиях, задол-женность по выплате которых в этом году мы должны сократить как ми-нимум вполовину, предстоит вернуть долги по опекунским пособиям, упорядочить оплату труда в производительных отраслях.

Среди главных наших задач в этой сфере – последовательное вы-полнение всех мероприятий по республиканским программам, направ-ленным на улучшение положения семьи, защиты материнства и детства. Мы и впредь будем уделять особое внимание многодетным семьям, ко-торым в наше время без помощи государства просто не выжить. В ко-нечном итоге все это направлено, на улучшение демографической си-туации в нашей республике.

Общая концепция социальной поддержки и помощи населению ориентирована на жесткие рамки адресности. Пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи помощь получат, трудоспособные должны зараба-тывать сами. Сами!

В решении жилищных проблем Правительство республики примет меры по развитию ипотечного кредитования, предоставлению безвоз-мездных субсидий и льготных ссуд, оказанию финансовой помощи за-стройщикам из бюджета, привлечению внебюджетных источников. Будет продолжено переселение северян, в том числе с привлечением средств республиканского бюджета. Несмотря на то, что некоторые пытаются проблемы Севера свести к проблеме малочисленных коренных народов.

В этом году мы отмечаем 55-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Идет подготовка к юбилею, готовятся различные праздничные мероприятия. Правительство выделяет средст-ва для материальной поддержки ветеранов. Намечаем обеспечить нуж-дающихся участников войны жильем, а инвалидов войны, кто впервые реализует это право, - спецавтотранспортом.

Позор всем, правительству в первую очередь, что мы не смогли обеспечить до 2000 года всех жильем по первому разу. Но на решение этой задачи направлен сейчас миллион долларов, чтобы к 9 мая процен-тов на семьдесят решить эту проблему: построить новые и приобрести квартиры для ветеранов.

В молодежной политике акцент будет сделан на создание системы стимулов повышения активности молодых людей в экономической, со-циальной и политической жизни республики. Правительство намерено поддерживать развитие молодежных организаций и инициатив.

Учитывая остроту положения, мы не намерены отступать от кон-ституционных гарантий в деле обеспечения бесплатной медицинской и лекарственной помощи населению. Продолжится процесс реформиро-вания системы здравоохранения. Приоритетной остается медицинская помощь жителям села.

В образовании необходимо не откладывая решать вопрос целевой подготовки специалистов и рабочих кадров в зависимости от реального спроса. Сегодня мы столкнулись с кадровой "черной дырой" практически во всех отраслях народного хозяйства, особенно с нехваткой квалифи-цированных рабочих кадров. Завозом "наемников" со стороны нам не решить проблему реализации крупных проектов, о которых я уже упоми-нал. Поэтому развитие системы профессионального образования выхо-дит на передний план во всей системе образования.

Правительство намерено и впредь сохранять и развивать культур-ный потенциал республики, ее историко-культурное наследие, уровень профессионального искусства и народного творчества, художественных промыслов.

Одной из главных, первоочередных задач правительства респуб-лики и впредь будет обеспечение межнационального согласия, социаль-ное и экономическое развитие коренного народа коми, поддержка на-ционально-культурных автономий и образований.

Важной общей задачей органов власти Правительство считает обеспечение безопасности республики и населения в самом широком смысле слова: экономической, социальной, общественной, продовольст-венной, нравственной. Во всех этих сферах, к сожалению, напряжение сохраняется.

Решение актуальных социально- экономических проблем нераз-решимо без повышения эффективности государственного управления, проявления силы и воли государства.

Мы считаем, что в этом направлении правительству вместе с де-путатами Госсовета необходимо значительно улучшить уровень прини-маемых законодательных актов и – главное - усилить контроль и испол-нительскую дисциплину. Надо решительно освобождаться от тех работ-ников системы государственного управления, которые не могут или не хотят сегодня обеспечить реализацию государственных интересов. Или изображают из себя "государство", когда гражданин вынужден к этим чиновникам по десять раз стучаться и ходить на поклон.

В органах управления сегодня более 6,5 тысяч чиновников. От них нужно одно - реальная отдача. Нас не устраивает работа многих мини-стерств и ведомств. Сегодня они должны стать реальными хозяевами в своей сфере деятельности, определять стратегию развития отраслей, вмешиваться в ход событий. Текучка, статистика, латание дыр - такой стиль работы негоден в новых условиях. Самая страшная болезнь - формализм, но лечить ее бесполезно, поможет только, как выражаются медики, оперативное вмешательство.

При переходе к этапу экономического роста важны не только кад-ры и их работа. На наш взгляд, уже не соответствует этому и практика нашего с вами двухлетнего планирования. Правительство считает, что сегодня нужны долговременные прогнозы и приоритеты развития произ-водства, структурных и управленческих реформ, согласованный пакет перспективных экономических и социальных программ, тесно увязанные с использованием природного и кадрового потенциала. Мы предлагаем и дали уже поручение перейти с 2001 года на пятилетнее планирование социально-экономического развития республики, чтобы более отчетливо видеть и перспективу своего развития, и его основные направления.

В 2000 году совместно с учеными мы разработаем и естественно, в 2001 году хотим представить Государственному Совету республики пя-тилетнюю программу.

Уважаемые депутаты! Сама история и острейшая необходимость ставят перед нами задачи высокой сложности. На нас с вами лежит от-ветственность перед согражданами и будущими поколениями за пра-вильный выбор пути к благополучию родной нашей северной земли.

Отступать некуда. Нам бы очень не хотелось, чтобы мы разочаро-вали в очередной раз население стилем работы власти и мышиной воз-ней во властных кабинетах вместо заботы о гражданине нашей респуб-лики. Мы впряглись в общую упряжку реформ и обязаны тащить ее в сторону прогресса и лучшей доли для северян.