Все экологические катастрофы – следствие неправильно выбранных приоритетов. Об этом на III Северном социально-экологическом конгрессе в Сыктывкаре заявил председатель Уральского отделения РАН, сопредседатель оргкомитета конгресса, академик Валерий Черешнев.
По словам академика, приоритеты социальной и экологической политики ничего не будут значить до тех пор, пока основным приоритетом государства не станет социальная политика и защита природного наследия, а не углеводородная зависимость экономики, которая полностью тормозит развитие высоконаукоемких, безотходных и экологически чистых технологий.
Как отметил ученый, главная цель социальной политики – это повышение качества жизни. Но зависит она не только от социальных программ и национальных проектов, но и от состояния среды обитания. "В стране реализуются пять национальных проектов, и они верно выруливают верно на взлетную полосу. Экология же в нацпроекты не попала. А ведь мы прекрасно знаем, что без экологического обеспечения ни о каком качестве жизни говорить нельзя", - заявил Валерий Черешнев.
Об этом, по словам академика, свидетельствуют данные системного экологического мониторинга, разработанного учеными, который устанавливает причинные связи между внешними воздействиями, здоровьем и качеством жизни и прогнозирует процессы, способные предупредить негативные воздействия. Этот мониторинг, по словам Валерия Черешнева, – важнейший приоритет национальной безопасности и устойчивого развития России. Согласно данным исследования, на человека могут воздействовать три фактора, способные привести к развитию болезни: окружающая природная, антропогенная и социальная среда. Причем последняя оказывает более сильные негативные последствия, нежели первая. К примеру, в Москве от дефолта в 1991 году пострадало больше людей, чем от урагана в том же году. Неблагополучные социальные факторы, в свою очередь, влияют на демографическую ситуацию.
"Главным национальным приоритетом государства должно быть два совершенно четких показателя – народосбережение и природосбережение. Одного без другого быть не может. Экологическая доктрина, которая 5 лет существует, но практически не работает, станет реальным инструментом позитивных преобразований только тогда, когда будет определена социальная перспектива экономического развития страны. Когда каждому будет ясно, какое государство мы строим и куда идем", - заключил Валерий Черешнев.