Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью Главы Коми Владимира Торлопова агентству "Комиинформ"

Интервью Главы Коми Владимира Торлопова агентству "Комиинформ"
Интервью Главы Коми Владимира Торлопова агентству "Комиинформ"
logo
Глава Коми Владимир Торлопов в последнее время работает в двойном статусе. Руководитель республики одновременно возглавляет рабочую группу Госсовета России по разграничению полномочий между центром и регионами. В День республики В.Торлопов в интервью агентству "Комиинформ" рассказал о том, чего удалось добиться в работе как на федеральном уровне, так и в регионе.

- Владимир Александрович, на недавней встрече с Президентом РФ вы доложили о результатах деятельности рабочей группы. Насколько позиция Владимира Путина по этому вопросу совпадает с тем направлением, в котором шла работа группы?

- Президент и Правительство страны делают все, чтобы укрепить федерацию. А укрепление федерации - это четкое понимание того, что должны делать муниципальные образования, что - субъект федерации и что - федеральное правительство. И чем четче разграничение, тем меньше возможностей двоякого прочтения какого-либо закона, любого нормативного акта. Значит, тем четче будут строиться отношения между уровнями власти.

На встрече я проинформировал Владимира Путина о работе, которая была проведена после заседания Госсовета РФ в Калининграде. Президент считает, что надо максимум возможного передать с центра на уровень субъектов, при этом - с источниками финансирования. Естественно, с полной ответственностью регионов за состояние дел. И наша задача - четко определить, кто чем должен заниматься на территории, чтобы не было дублирования, о чем говорят не только губернаторы, но и многие руководители муниципальных образований.

- На Ваш взгляд, следует ли спешить с передачей значительных полномочий с регионального на муниципальный уровень?

- Если взять для примера нашу республику, я считаю, что на определенный период было бы целесообразно сохранить сложившиеся на сегодня отношения между субъектом и муниципальными образованиями. Сегодня полномочия по обеспечению жизнедеятельности объектов и спокойствия каждого конкретного человека пока остались закреплены за региональной властью. Это вопросы, связанные с жилищно-коммунальным обустройством и всем комплексом насущных проблем.

Думаю, на поселенческий уровень большой объем полномочий в 2006 году передавать сразу не надо. Вновь образованным муниципалитетам необходимо войти в систему, осознать ответственность за порученный им участок работы. И потом вместе будем решать, как постепенно передавать полномочия с учетом их подготовленности - и технической, и кадровой, и транспортной, чтобы муниципалитеты оперативно могли решать вопросы.

- Вы в одном из интервью сказали, что готовы возглавить рабочую группу Госсовета РФ и по межбюджетным отношениям…

- На одном из совещаний в администрации Президента по итогам заседания Госсовета РФ в Калининграде прозвучало предложение сформировать рабочую группу по межбюджетным отношениям. У меня спросили, как я отнесусь, если мою кандидатуру предложат в ее состав. Я согласился. Потому что это кровно касается и нас! То, как сегодня складываются межбюджетные отношения, нас не устраивает. У нас за последние три года ежегодный прирост налоговых поступлений в целом по республике 30 процентов. Это очень большие суммы. Но как они распределяются? В 2005 году более 62 процентов налоговых платежей, которые мы собираем на территории, поступает в центр. А четыре года назад лишь 48 процентов уходило в федеральный бюджет. По социальным обязательствам такая картина - в 2001 году они отнимали 40 процентов расходной части бюджета, в 2005 - уже более 60 процентов. Одним словом, раздвигаются ножницы между нашими возможностями и обязательствами.

- Что нужно изменить в первую очередь?

- Наши предложения, о чем я и другие руководители регионов говорим, очень просты. Во-первых, нужно создать понятные правила для межбюджетных отношений. Не на год. Потому что каждый год все меняется. Минимум - на три года. Сейчас такое финансовое планирование начнется - это уже шаг вперед.

Второе - если субъект заработал деньги сверх какой-нибудь статьи бюджета или программы - не надо это "резать" для перераспределения между регионами. Иначе теряется стимул для дальнейшего развития. В республике мы так и поступаем: если муниципалитет смог заработать что-то больше отпущенного бюджетом лимита - пожалуйста. Благодаря этому некоторые руководители городов смогли сформировать месячный резерв по расходам своего муниципального образования.

Третье - если есть на территории интерес федерального уровня в решении проблем, которые касаются в целом страны, то нужна поддержка российского государства. Интерес государства должен присутствовать и в увеличении валового внутреннего продукта страны. Значит нужно оказать помощь в реализации проекта, если это касается нескольких субъектов.

Ну и последнее - надо разработать механизм, чтобы регионы были заинтересованы эффективно увеличивать доходную базу бюджетов и развивать производство. Имею в виду дополнительные материальные стимулы для субъектов в виде размещения производительных сил, в виде преференций связанных с реализацией средств из фонда инвестиционной поддержки. Сделать конкурс среди субъектов федерации. Это уже прерогатива Минэкономразвития РФ. Мы готовы дать свои предложения. Это хорошее дело. Потому что сегодня интереса у субъектов, что у дотационных, что у донорских, наращивать налогооблагаемую базу нет. У донорских, чем больше заработаешь - тем больше отдаешь. А у дотационных - совсем никакого стимула нет.

Поэтому, думаю, каждый губернатор очень заинтересован в работе этой группы. Думаю, что это будет работать на республику.

- У республики сегодня есть проекты для финансирования из федерального фонда инвестиционной поддержки?

- Это проекты строительства крупных целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих предприятий. Есть огромные лесные массивы в Троицко-Печорском и Удорском районе, транспортная схема просто прекрасная - рядом железная дорога. Есть потребность в целлюлозе и у нас, и в Архангельской области. В стране и мире она с каждым годом растет. У нас эти проекты должны быть достаточно эффективны, окупаемы. Я уже не говорю с точки зрения занятости людей.

Что касается проекта "Коми Алюминий", мы уже получили поддержку Правительства РФ по глиноземному заводу. Сегодня фактически начато его строительство. А в возведении предприятия заинтересованы стратегические партнеры - компании СУАЛ и РУСАЛ, которые были раньше непримиримыми конкурентами. Сегодня по строительству глиноземного и алюминиевого комплекса они нашли общий язык.

И, конечно, наш стратегический проект строительства железнодорожной магистрали "Белкомур". Магистраль объединит порты Архангельска и регионы от Перми до Урала через территорию Коми. Руководитель компании "Российские железные дороги" Владимир Якунин высказал сомнения в целесообразности реализации этого проекта. И это понятно: сокращение пути на 800 километров связан с финансовыми потерями. Но мы считаем, что для государства это выгодно. Да и для РЖД, в конечном счете, тоже. Ведь крупнейшие компании, работающие на территории Коми, Архангельской области, Пермского края и Сибири, я имею в виду Северсталь-Групп, СУАЛ, ЛУКОЙЛ, подтвердили объем перевозки грузов. Если трасса будет на 800 километров короче, то рост ожидается на уровне 20 миллионов тонн в год. Это огромная цифра, и пока без учета того, что будет строиться рядом с железной дорогой. Будут создаваться компании, произойдут инфраструктурные изменения. Кроме того, продукция будет более дешевой и конкурентоспособной в странах Скандинавии, в странах Европы. Конечно, это выгодно государству с учетом того, что мы хотим интегрироваться в Европу.

- Насколько удается решать проблемы в социальной сфере Коми, в частности, связанные с монетизацией?

- Пока есть проблемы, связанные с лекарственным обеспечением льготников. Мы зависим от компаний, что нам определяла Российская Федерация. На стыке взаимоотношений с ними и возникают трудности. В основном мы решили проблемы и теперь нужно, чтобы механизм просто работал без сбоев.

Встает вопрос и об увеличении денежных выплат определенным категориям льготников. Мы будем смотреть как пополняется бюджет. Расходы, связанные со вторым в этом году увеличением зарплаты в бюджетной сфере мы берем на свои плечи, как донорский регион. А это суммы не малые и по итогам этого года и на следующий год мы их закладываем. И это обязательно будет сделано, ведь все, о чем мы говорим, мы выполняем! Мы один из немногих в России, если не единственный регион, который действительно нуждающимся семьям увеличил пособие на детей почти в шесть раз. Это тоже способ стимулировать и поддержать. Так что работу мы большую сделали, впереди еще больше работы.

- Что ляжет в основу дальнейшего развития Коми?

- Сейчас мы планируем принять долгосрочную программу развития республики. Мы хотим с новыми принципами подойти и к формированию бюджета, и расходных обязательств перед жителями городов и районов, и промышленной политики, и строительства объектов соцкультбыта. У нас есть конкретные планы по 2006, 2007, 2008 годам и мы их реализуем. Пока не буду говорить, что конкретно, потому что впереди еще работа по согласованию, мы получаем информацию, перечни объектов, направления деятельности. Но обещаю, что пополнение бюджетов ожидается неплохое.

Задачи на 2006-2008 годы перед правительством Коми поставлены. Нашей работе за три минувших года дана положительная оценка в федеральных структурах. Исходя их этого мы и будем работать дальше.

- 22 августа - День республики. С учетом социально-экономического положения у жителей республики есть поводы отмечать этот праздник в хорошем настроении?

- Да. Валовой региональный продукт за четыре года вырос на территории республики больше чем в два раза. Естественно, это сказалось на поступлении налогов. За три с половиной года доходная часть бюджета у нас увеличилась с 12,5 до 20 миллиардов рублей. При том, что у нас изъяли самые весомые налоги, а мы не только компенсировали, но и увеличили. По уровню валового регионального продукта на душу населения мы на первом-втором месте по Северо-Западу, а по России на пятом-шестом. Это само говорит за себя.

Мы погасили внешний долг республики, который грузом на нас лежал с 1998 года. Задолженность уменьшили по зарплате, которая была во всех сферах, но в основном в производственной, - с 1 миллиарда 200 миллионов рублей на начало 2002 года до 120 миллионов рублей сегодня.

Посмотрите, и угольная отрасль поднялась: Воркута задышала, Инта работает нормально сегодня. И перспективы у угольщиков хорошие. И сегодня не только наш внутренний инвестор, сегодня из-за границы приходят ко мне письма на участие в освоении Сейдинского месторождения и строительства там шахты.

По обеспечению телефонами на семью Коми на пятом месте по России, а по обеспеченности сельских жителей - на третьем. Количество автомобилей в Сыктывкаре почти в два раза увеличилось, в целом по республике рост - процентов на 30. Это говорит о повышении благосостоянии людей? Конечно!

К сожалению, в республике пока еще высок уровень бедности. Понятно, каждый будет примерять цифры на себя и скажет: "У меня ничего не улучшилось, даже ухудшилось за эти годы". Но мы делаем все, чтобы уменьшить число людей с низкими доходами, дать им возможность работать и улучшать благосостояние.

- Чтобы вы пожелали жителям Коми в День республики?

- Хочу пожелать всем уверенности, чтобы не теряли веры в собственные силы, от этого зависит очень многое. Все необходимое для нормальной жизни людей, развития производства и экономики в республике, для будущего наших детей и внуков, мы делаем. Наверное, не так быстро, как хотелось бы абсолютному большинству жителей республики и мне лично. Но показатели достигнутого, говорят о многом. Поэтому я не сомневаюсь, что люди сохранят в душе и сердцах уверенность в будущем дне.

Беседовал Захар ВОЛОКИТИН, "Комиинформ".